И.И.Клюкин. Удивительный мир звука.


поглощения
можно
оборудовать
стены
или
потолки помещений.
Вместо
перфорированных панелей
иногда устанавливают наборы вертикальных реек с
зазором
относительно
друг
друга.
Получается так
называемый щелевой резонансный поглотитель, которому
можно придать очень красивый вид, соответствующий современным
архитектурным
тенденциям.
Известно, что для хорошего восприятия музыки и речи зал должен иметь ту
или
иную
степень
гулкости;
акустики
в
этом случае говорят
о
"времени
реверберации
помещения".
Время
реверберации
можно
менять,
устанавливая
дополнительные звукопоглотители, в том числе резонансные.
Сам зал, собственно, это тоже резонатор. Но, в отличие от
резонирующих
сосудов,
у него много
собственных частот.
Чаще требуется,
как только что
сказано,
заглушать колебания
на этих частотах, но иногда
зал сам
по себе
оказывается
заглушенным в
той или иной области частот; для
более
полного
звучания
музыки,
вокальной
речи требуется
выделить
эти области
частот.
Встает
вопрос о
"поддерживаемом" резонансе
зала.
Такой
поддерживаемый с
помощью электроакустической
аппаратуры
резонанс осуществлен,
например,
в
зале Ройял Фестиваль Холл в Лондоне.
Колбообразные сосуды,
различные
ниши и впадины, даже,
наконец, целые
помещения, -- все это как-то еще сообразуется с представлением о резонансных
системах. Но есть резонаторы и там,
где трудно это предположить. Что бы
вы
сказали
о пузырьке
воздуха или
газа
в
жидкости,
например,
в стакане с
нарзаном? Немецкий акустик Э. Мейер,
первый
лауреат
золотой медали
имени
великого физика Рэлея, открыл это
еще в 30--40-е
годы. Упругим элементом в
резонирующем
пузырьке
служит
объем газа,
а
инерционным --
масса
воды,
участвующая в колебаниях внешней поверхности пузырька. Принимая в
1971 году
от Английского акустического
общества
медаль имени Рэлея, Мейер в ответной
речи сообщил,
что
звукопоглощающие
пузырьки в жидкости, делающие "глухим"
звеневший до
этого хрустальный бокал
с шипучим
шампанским, подсказали ему
идею подводного звукопоглотителя из слоя пластмассы с внутренними воздушными
полостями.
Он
не
преминул
отметить,
что
подобный
гидроакустический
звукопоглотитель, названный им
"Альберихом", использовался
на гитлеровских
подводных лодках для защиты от обнаружения их гидролокаторами союзников.
В последнее время румынский ученый Грумезэску много занимался вопросами
взаимодействия
резонирующих
систем
со
звуковым
полем.
Плодом
работ
Грумезэску
явился прочитанный
им
на
одном
из
последних
конгрессов
по
акустике пространный доклад, название которого мы почти дословно повторили в
заголовке
этого раздела. Из
доклада читатель может
узнать еще и о
других
интересных примерах усиления и поглощения звука различными резонаторами,
ЧТО ВЗЯТЬ ДЛЯ ИЗОЛЯЦИИ ЗВУКА:
ВАТНОЕ ОДЕЯЛО ИЛИ КРОВЕЛЬНОЕ ЖЕЛЕЗО?
Тебе удивляться нимало не надо,
Что сквозь преграды, глазам
ничего не дающие видеть,
Звуки доходят до нас и
касаются нашего слуха.
Лукреции Кар. О природе вещей Кн.4
Массу стенки увеличим в
десять раз --
Втрое-вчетверо шум снизится у нас
(Предлагается в качестве хороводной )
Раскроем
цитированное
в
эпиграфе
творение
римского
философа-материалиста и
писателя Лукреция, Если извлечь
из
этого творения
все
высказывания,
касающиеся
звука,
то
можно
из
них
одних
составить
небольшую, но полную интересных наблюдений книгу
по акустике. И приведенное
нами
извлечение как бы убеждает читателя:
да,
не
нужно удивляться,
даже
каменные стены могут пропускать звук.
До
поры
до времени человечество как-то мирилось с этим.
Но
по
мере
роста "акустической загрязненности"
среды,
увы,
неизменно
сопутствующего
развитию
цивилизации,
усилилась
необходимость
исследовать ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73

 

[В начало]
[Основное содержание]   [Содержание раздела

Hosted by uCoz