И.И.Клюкин. Удивительный мир звука.


хотя громкость ее и достаточна. Здесь на помощь приходят
звукопоглощающие облицовки.
Ассортимент
их
сейчас
чрезвычайно
разнообразен.
Это
и
маты
из
минеральной
"шерсти", пенополиуретана,
и
звукопоглощающие
штукатурки,
и
древесностружечные плиты, и даже "штучные поглотители" (оставим это название
на
совести предложивших
его,
речь
идет
просто
об
отдельных
локальных
звукопоглотителях,
подвешенных
в
каком-либо месте
помещения).
Благодаря
работам
Г. Л. Осипова, Е. Я. Юдина и
многих других отечественных ученых
и
инженеров
акустические свойства
звукопоглощающих материалов изучены
очень
хорошо,
и выпуск
таких материалов в
нашей стране
налажен
в
достаточном
количестве.
Непосвященный, возможно, счел бы ошибочным высказывание примерно такого
рода: "Звукопоглощение в этом зале столько-то... квадратных
метров". Однако
ошибки нет: за единицу звукопоглощения (полного) принимается один квадратный
метр открытого окна (предполагается, что
звук, вышедший из комнаты в
окно,
обратно уже не возвращается, а это для данного помещения
равноценно полному
поглощению
звука). Единица звукопоглощения
носит
еще
название сэбин,
по
имени
американского
акустика,
внесшего
значительный
вклад
в
теорию
звукопоглощения в помещениях.
Чем больше общее звукопоглощение в помещении, тем быстрее спадает в нем
звук
после прекращения действия
источника.
Практически
степень
гулкости
помещения оценивается временем стандартной реверберации, в течение
которого
происходит ослабление звуковой энергии в миллион раз. И вот оказывается, что
для
наилучшего
восприятия
речи
нужно,
чтобы время
реверберации
было в
пределах
0,5--1
секунды.
Накладываются
определенные
ограничения
и
на
частотную зависимость времени реверберации.
Музыка требует примерно вдвое большего времени реверберации. При оценке
общего звукопоглощения
нельзя
пренебречь
и поглощением,
вносимым людьми.
Музыканты отчетливо различают разницу в звучании оркестра в зале
с публикой
и
без нее. Поэтому при репетициях оркестров
высокого класса
в зале поверх
стульев настилается ворсистый звукопоглощающий материал.
О количественной
стороне
поглощения звука людьми
можно сказать,
что
звукопоглощение одного
человека
на
средних
звуковых
частотах
близко
к
поглощению половины квадратного метра открытого окна.
Автор не
решился
бы
в связи с
этим
остановить внимание читателя на
одном замечании
(которое
может
показаться
легковесным), если
бы оно
не
принадлежало
виднейшему
акустику
нашего времени
Э. Мейеру. В начале 70-х
годов
английское
акустическое
общество
учредило
медаль
имени
великого
физика-акустика Рэлея. Как уже
говорилось,
принимая поднесенную ему первую
медаль, Мейер
выступил
с
благодарственным словом,
в
котором
он сначала
упомянул
о
созданном
им
во
время
второй
мировой
войны
противогидролокационном звукопоглотителе для немецких подводных лодок. Далее
речь приобрела более
игривый характер. Прогресс человечества (как, впрочем,
и
уравнивание прав
обоих полов
в
обществе) он
сопоставил
с
изменением
звукопоглощения мужчинами
и женщинами. Измерения начала
века
указывали на
большее
звукопоглощение
женщинами,
что
было
обусловлено
их
пышными
кринолинами
и
прическами.
При
переходе
женщин
к
мини-юбкам,
коротким
стрижкам, а
мужчин
-- к
пышным шевелюрам
звукопоглощение
представителей
обоих полов уравнялось.
От ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73

 

[В начало]
[Основное содержание]   [Содержание раздела

Hosted by uCoz