И.И.Клюкин. Удивительный мир звука.


гасителей
достигает иногда нескольких сот килограммов.
Речь же шла о создании легкого
и
удобного
средства
поглощения
вибрации
строительных
конструкций
одновременно во всем диапазоне слышимых
частот. Из этих конструкций следует
упомянуть
прежде
всего
корпуса, палубы,
переборки
судов.
Строительство
различного рода
судов
началось после
Великой
Отечественной войны бурными
темпами, и
сразу же
обнаружилось, что во внутренних помещениях судов очень
шумно -- ведь металл хорошо проводит звуковую
вибрацию. Требуемое
средство
было
найдено,
причем
можно
уверенно
говорить
здесь
о
приоритете
отечественной
науки
и
техники.
В
1945
году
автором
этой
книги
было
обнаружено, что нанесение на металлические
листы резин и
пластмасс
сильно
увеличивает затухание колебаний листов в широком диапазоне частот.
Уже через
несколько лет
демпфирование металлических конструкций стало
обычным
явлением,
но
тогда
оно
еще
не
успело
получить
признания,
доказательством
чего явилась полемика
автора
предложения
с
вышестоящими
организациями при попытке запатентовать его.
Вначале
пришел
отказ. Мотивировка:
облицовка
корпусных
конструкций
резинами и пластмассами известна из ряда зарубежных патентов. Что ж, беремся
за изучение этих патентов. Оказывается, в одном случае применение полимерных
материалов имело целью защиту от скольжения при хождении по палубе, в другом
-- защиту стенок танков судов, перевозящих кислоты, от их действия и т. д. и
т. п.
Нанесение
же
подобных
материалов с целью
увеличения
механических
потерь в конструкциях не предлагал ранее никто.
Свидетельство
на изобретение было выдано (No 119084 с приоритетом от 2
августа
1947 г.)*, но до внедрения этого средства на судах было еще далеко.
Требовалась
"наглядная агитация".
В
лаборатории были подвешены
на тонких
нитях
две "стальные пластины, вырезанные из обшивки судового корпуса.
Одна
пластина -- в "натуральном" виде,
другая
облицована вибропоглотителем. Тут
же висел деревянный молоток.
Заказчику предлагалось
стукнуть последовательно
по
обеим
пластинам.
Удар по
первой
пластине-- в воздухе разливается "малиновый звон", не
хуже
ростовских
и
суздальских
колоколов.
Теперь
ударяем
по
пластине
с
вибропоглотителем (со стороны непокрытого металла).
Что это? Как будто бьют
по
листу
дерева
или
толстого картона.
Введенное
в
конструкцию
трение
"спилило" гребенку резонансов конструкции.
* Опубликовано в "Бюллетене изобретений", 1959, No 7.
И шумомер показывает уровень шума
на
10--15
единиц
меньше
(об этих
единицах -- децибелах и фонах -- мы еще поговорим во второй части книги).
Простой
опыт
убеждал
больше,
чем
расчеты,
тонкие
лабораторные
исследования, прогнозы. Моряки и судостроители стали склоняться к применению
средств вибродемпфирования в судостроении.
Через несколько лет, в начале 50-х
годов, в иностранной печати
начали
появляться первые
публикации по вибродемпфированию. Насколько помнится, это
были
статьи
Минке,
Ван-Иттербека
о
глушении
шума
бетономешалок
и
камнедробилок с помощью демпфирующих слоев. Весьма эффективные синтетические
вибропоглощающие покрытия были созданы
Оберстом (ФРГ).
На III Международном конгрессе по акустике, проходившем в сентябре 1959
года в Штутгарте (ФРГ), внимание участников привлекло объявление, в
котором
предлагалось записываться на экскурсию
из Штутгарта в Мюнхен на специальном
виброзвукозаглушенном
поезде,
в
котором
были
широко
применены
вибродемпфирующие покрытия.
Да,
поезд
был
заглушен хорошо.
В вагонах можно
было
разговаривать
вполголоса. Автор этих
строк
смотрел
на
проносившиеся мимо поля цветущей
Баварии,
и
в памяти всплывали лица суровых
судовых заказчиков, десять лет
назад
недоверчиво
рассматривавших в
лаборатории первые
вибродемпфирующие
покрытия
для металлических
конструкций. В соседнем вагоне ехали американец
Кервин, ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73

 

[В начало]
[Основное содержание]   [Содержание раздела

Hosted by uCoz