И.И.Клюкин. Удивительный мир звука.


черный),
инструментам высокочастотной
тембральной области -- светлые цвета
(голубой, розовый, желтый, оранжевый).
Восприятие
тональностей
также
происходит
через
светлостные
характеристики:
цвета мажорных тональностей
светлее,
чем цвета
минорных,
диезные
тональности
считаются
яркими,
активными, бемольные
-- блеклыми,
пассивными.
Чаще
всего
увеличение
интенсивности
звукового
раздражителя
сопоставляется с увеличением интенсивности отвечающего ему светового. Но при
исполнении
светомузыкальных
композиций
натолкнулись
и
на
такое
психологическое явление, когда происходит "замещение раздражителей", то есть
когда более сильному музыкальному
раздражению у подопытного лица становится
адекватно более слабое световое раздражение.
Количество
возможных
светозвуковых
ассоциаций
огромно.
Можно
предполагать,
что
наиболее
часто
встречающимися
окажутся
варианты
бисенсорного
воздействия,
отвечающие общезначимым ассоциациям, натуральным
условным рефлексам, например:
ритм, динамика звука -- ритм, динамика "светового жеста";
мелодическое
развитие музыкальной
композиции--
графическое
развитие
светового рисунка;
громкость звука -- размер светового пятна;
тональное развитие -- развитие колорита всей видимой картины и т. п.
Ошибочно
думать,
однако,
что
цветомузыка
ограничится
областью
соответствия ощущений
разнородных
органов чувств. Возможны совершенно иные
эффекты. Музыканты,
как и писатели,
часто применяют
' прием контрапункта,
когда одна тема сходит, другая же одновременно развивается, растет. Скрябин,
по-видимому,
первый
выразил
идею
комбинированного
светомузыкального
контрапункта.
"...Нужны
световые контрапункты,--
говорил
он.-- Свет идет
своей
мелодией,
а звук --
своей...
Мелодия
может,
например, начинаться
звуками, а продолжаться линией светов... Как это волнует. Как будто какую-то
неизведанную землю открыл".
Кроме
цветомузыки возможны другие
"перекрестные
эффекты"
в
области
одновременного восприятия
явлений
различными
органами чувств.
Поэт Игорь
Северянин
писал о "сладком теноре
жасмина", сопоставляя эффект от обоняния
запаха
цветов
со звуковым (и
одновременно вкусовым!) ощущением. Некоторые
предлагали
при
исполнении
музыкальных произведений,
связанных с природой
(например, "Поэмы о
лесах"
и поэмы "Море"
Чюрлениса), выпускать
в зал из
баллонов
вещества,
создающие
требуемые
запахи
(листвы,
хвои,
морских
водорослей). Один из исследователей указывает, что у опрошенных композиторов
при
прослушивании
музыки
возникали
обонятельные
и
даже
осязательные
ассоциации ("шероховатая" музыка).
В
романе
американского фантаста
Р.
Бредбери
"451°
по
Фаренгейту"
описываются "телевизионно-музыкальные" стены будущего жилища. В такт
музыке
по стенам перемещаются,
пробегают
в
различных
направлениях
разноцветные
сполохи переменной
интенсивности. Быть может, эта картина недалека от одной
из
ближайших
по
времени
и
более
или
менее
совершенных
реализаций
цветомузыкальных систем.
У
нас в
стране
интерес
к
цветомузыке велик,
В Харькове состоялось
открытие
городского
концертного
зала
цветомузыки.
Присутствовавшим
на
премьере
посетителям
(их
уже
нельзя
назвать
просто
слушателями)
были
предложены произведения Вагнера, Чайковского, Листа, Дебюсси в интерпретации
автора
цветовых композиций Ю. Правдюка. Аналогичные
концерты состоялись
в
Москве, Казани, Ленинграде
и других городах страны,
причем в каждом случае
характер
цветового сопровождения
и системы
реализации этого сопровождения
были различными. ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73

 

[В начало]
[Основное содержание]   [Содержание раздела

Hosted by uCoz