Порядок формовки и литья подробно показан на рис. 97--101. Кратко опишем его. 1. Устанавливаем на подмодельный стол одну из половинок модели (рис. 97). 2. Устанавливаем нижнюю опоку 1 (рис. 98), припудриваем модель 3 тальком. Через сито наносим на модель мелкий (облицовочный) песок или тальк. Насыпаем лопаткой формовочную землю 2 с трамбовкой сначала возле модели и стенок и углов опоки. 3. Засыпаем остальную часть земли с утрамбовкой сначала острым, а потом плоским концами трамбовки. Срезаем линейкой лишнюю землю сверху нижней опоки. 4. Накалываем душником 4 вентиляционные каналы вблизи модели. 5. Переворачиваем нижнюю опоку на 180? вместе с моделью. 6. Устанавливаем верхнюю часть модели с помощью штырей (рис. 99). Наносим на модель тальк. Рис. 103. Отделка отлитой детали. 1 -- деталь, 2 -- выпоры, 3 -- удаляемая часть заформованной детали. 7. Устанавливаем по штырям верхнюю опоку (рис. 100), модель литника и модель выпоров. 8. После нанесения на модель сеяного через сито песка набиваем опоку землей, трамбуем, накалываем вентиляционные каналы, срезаем линейкой излишки земли сверху опоки. 9. Разнимаем опоки. 10. С помощью вворачиваемого в половинку модели шурупа вынимаем модель, осторожно постукивая по ее периметру. 11. Отделываем и производим мелкий ремонт обеих форм. Укладываем заформовываемые детали (рис.101), вынимаем модели литника и выпоров. 12. Накрываем нижнюю опоку верхней с совмещением их с помощью винтов (рис. 102). Затем форму надо тщательно просушить. 13. Заполняем форму расплавленным металлом, даем отливке остыть и вынимаем ее через 40--50 минут после залива металла 14. Зачищаем деталь (рис. 103) напильником с удалением ножовкой выпоров и литника 2. При изготовлении деталей литьем возможна заформовка других деталей, сделанных из более тугоплавкого материала. Чаще всего это стальные оси, втулки, корпуса осей и т. п. На примере изготовления вилки литьем (см. рис. 101) мы познакомились с заформовкой полярной оси и полуосей склонений. Аналогичным образом соединяются ось склонений и фланец для крепления трубы телескопа, корпус полярной оси и вертикальной стойки и т. п. 4. НЕМНОГО О ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ..далее