И.И.Клюкин. Удивительный мир звука.


хорошо
знают,
что
нельзя
забывать
и
о
естественных
звукопоглотителях. В
первую очередь это кроны деревьев
и трава газонов
--
развешенные
и
расстеленные природой зеленые, впитывающие звук
бархаты,
с
которых
мы начали повествование. Они,
правда,
не
столь
эффективны,
как
искусственные звукопоглотители,
но все же звук,
пролетевший сквозь них или
над ними, становится мягче, в нем
заметно
ослабляются составляющие высоких
частот. Это,
видимо, подметил
К.
Дебюсси, когда
писал свою
фортепианную
пьесу "Колокола сквозь листья".
КАК ЗАДЕРЖАТЬ ВИБРАЦИЮ И УДАРЫ
Экономист: "Амортизация--
это погашение
долга,
а
также
постепенное
изнашивание
основных фондов,
перенесение
их
стоимости
на вырабатываемую
продукцию". Специалист
по теории колебаний: "Амортизация -- это поглощение,
ослабление вибрации и ударов".
Прежде
всего возникает
вопрос: а
зачем
надо
задерживать
вибрацию?
Известно,
что
вибрация
может исправно
работать
на
человека.
Различные
грохоты,
трамбовки,
пневматические
инструменты,
сепараторы,
уплотнители
бетона -- во всех этих устройствах используется колебательное движение.
Но вот сам человек сталкивается с теми механизмами, которые он породил.
И что же? Вибрационная
болезнь
стоит
на
одном из первых мест
в
длинном
списке видов производственного травматизма. Вибрация -- это и шумоизлучение,
а о вредности шума мы еще поговорим впоследствии.
Подводный
шум
от
работы
судовых
механизмов
создает
помехи
для
рыбопоисковых приборов. Да
и обитатели моря боятся этих непривычных
шумов,
недаром сети для
ловли тунца располагаются на буксирном тросе на расстоянии
многих десятков километров от рыболовного судна.
Вследствие вибрации выходят
из строя
различные приборы, а повреждения
от
вибрации
глубоководных
или
космических
аппаратов,
да
и
наземных
транспортных средств могут привести к их гибели.
Итак, бороться с вибрацией нужно.
Раньше других строительных элементов
в роли борца здесь выступает масса. Возможно, еще
до
инженеров на полезную
роль массы для защиты от ударов и сотрясений
обратили
внимание... цирковые
актеры.
В стародавние времена в малых и больших
цирках ведущий
программу,
указывая на
мускулистого атлета с молотом в руках, патетически провозглашал
что-нибудь вроде следующего: "Сейчас знаменитый
имярек, с силой которого не
сравнится ни один молотобоец
в
мире, будет
наносить удары в грудь
своему
партнеру,
лежащему
на
арене. Но
и
этого
мало! На грудь
ему будет
еще
поставлена трехпудовая наковальня!"
Едва ли
разгоряченная зрелищем
публика отдавала
себе
в
этот момент
отчет,
что
наковальня
не
только
не отягчает страданий
атлета, как
это
старался доказать ведущий, но, напротив, спасает
ему жизнь. Главное,
нужно
было
лишь выдержать ее вес, да еще незаметное на глаз перемещение
в момент
удара.
Это
небольшое динамическое перемещение достойно того, чтобы
сказать о
нем
чуть больше.
Ведь
если бы не
было его,
а объект -- в данном
случае
костяк груди человека -- был весьма жестким, то не проявились бы инерционные
свойства массы наковальни, и практически вся сила удара
передалась бы этому
лежащему объекту.
Ни один
атлет, пожалуй, не перенес бы прямого
удара тяжелым молотом в
грудь.
Массивная
наковальня,
поставленная
на
грудь
циркового
артиста,
позволяет ему выдержать любой удар молота.
Разложение любого
ударного
импульса
в
интеграл
Фурье указывает
на
наличие
весьма
большого
количества
частотных
составляющих
силы,
расположенных сколь угодно близко друг к другу. Применив же к колебательному
движению второй закон Ньютона, нетрудно
убедиться,
что сопротивление массы
перемещению
пропорционально
квадрату ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73

 

[В начало]
[Основное содержание]   [Содержание раздела

Hosted by uCoz