И.И.Клюкин. Удивительный мир звука.


немцы Хекль и
Куртце, советский ученый Б. Тартаковский,
сделавшие
накануне на Конгрессе доклады о вибропоглощающих покрытиях. Впоследствии ряд
вопросов теории вибропоглощения разработал А. Никифоров.
В наше
время
вибропоглощающие
покрытия
применяются
в
транспортных
средствах
и в машинах исключительно широко.
Уже на
одном
из
голландских
пассажирских
судов
постройки 1967 года
вибропоглощающими покрытиями
было
облицовано
более
2000
кв. метров корпусных конструкций. Этот год
с точки
зрения виброакустики
был
знаменателен
тем,
что
в
г.
Левене
(Бельгия)
собрался
первый
Международный
симпозиум
по
вибропоглощающим
слоям
и
покрытиям.
Теперь
вопросы
вибропоглощения
в конструкциях
являются
непременным
предметом
обсуждения
на
всех
акустических
конференциях,
конгрессах,
семинарах, симпозиумах. И хоть растет энергонапряженность машин и механизмов
--
главных
источников раздражающей вибрации и шума --
этим шумам
удается
ставить
заслон,
в
частности,
в
виде материалов
и конструкций с
весьма
большим внутренним трением.
Малошумные шестерни с зубьями из текстолита.
ЕСТЬ ЛИ ЧТО-НИБУДЬ НЕ ПОЮЩЕЕ В МИРЕ?
Запели тесаные дроги ...
С. Есенин
Пытаются шептать клочки афиш,
Пытается кричать железо крыш,
И в трубах петь пытается вода
И так мычат бессильно провода.
Е. Евтушенко
До
сих
пор
шла
речь
о
колебаниях,
вызванных
преимущественно
периодическими
силовыми
воздействиями.
Имеется, однако,
весьма
обширный
класс
колебаний,
источником
которых может служить
какой-либо
постоянный
фактор: лоток жидкости или газа, гидростатическое
давление, постоянная сила
натяжения,
гравитации,
трения,
электродвижущая
сила
и
т.
п.
Такие
колебательные движения носят
название
автоколебаний. В обыденной жизни мы,
возможно, сами
того не замечая,
встречаемся с автоколебаниями чаще,
чем с
колебаниями, вызванными периодическими силами.
Начнем с
автоколебаний природного происхождения.
Вой ветра
в
ветвях
деревьев,
в
горах (вспомните
у Тютчева:
"Скалы поют, как
кимвалы"). Это
примеры
автоколебаний
вихревого
характера,
но
продуктом
воздействия
постоянного
возмущающего
фактора
могут
быть
и
автоколебания
строго
периодического характера, одно- или многотональные.
Знаменитый мореплаватель Ф. Чичестер указывает, что "ревущие сороковые"
именуются так не за шум разбивающихся волн, а именно за
рев и вой
ветра
в
снастях
судов. Чичестеру во время "одиночной
кругосветки" пришлось изучать
язык своего
судна.
"Каждый вздох,
треск или грохот что-то
означал;
даже
каждый оттенок
завывания
ветра в гротштаге имел свой смысл".
Со
временем
Чичестер смог
по звукам
вполне
точно определять
скорость
и
направление
ветра.
В
великолепной
монографии
У.
Брэгга
"Мир
света,
мир
звука"
(к
сожалению, сейчас подобные капитальные
научно-популярные
книги
все больше
вытесняются брошюрками-однодневками)
имеется глава
"Звуки деревни".
Здесь
что ни
звук,
то автоколебания.
Стрекотание
кузнечиков и
цикад, журчание
ручья, мычание и
блеяние
животных, звуки, издаваемые
домашними
и
дикими
птицами.
А голос
человека? Разве это
не
важнейший (по крайней мере, ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73

 

[В начало]
[Основное содержание]   [Содержание раздела

Hosted by uCoz