И.И.Клюкин. Удивительный мир звука.


система "Синкансэн" устареет
раньше,
чем
получит распространение
во всей
Японии, и что нужны
новые,
более "чистые" (в данном
случае,
не создающие
большого шума и вибрации) системы.
До
сих пор
мы говорили о борьбе
с шумом, имеющей
целью оздоровление
среды.
Но уменьшение шумовых уровней
-- и это
очень
важно -- увеличивает
производительность
труда
человека.
Это
отмечают
специалисты
на
любых
предприятиях. Так, на московском почтамте
уменьшение шума на 10--15 децибел
повысило производительность
труда
при
сортировке
писем
на
18%. Готовая
экономия при этом составила круглым счетом 1 миллион рублей.
Но,
оказывается,
есть
предел,
дальше
которого
уменьшение
шума
становится
не только неполезным,
но даже нежелательным. Одна
из
фирм ФРГ
обеспечила новое здание конструкторского бюро совершенной звукоизоляцией. Ни
один звук
с улицы, даже грохот тяжелых грузовиков, не
долетал сюда.
И что
же? Инженеры-конструкторы
стали
жаловаться
на непривычную, неестественную
тишину. Пришлось установить
электроакустическое
устройство, вопроизводящее
легкий,
совсем легкий гул. Производительность труда и настроение работников
сразу
поднялось.
(Гнетущее
влияние
"абсолютной"
тишины
было,
впрочем,
известно и ранее, из опытов над людьми в сурдокамерах. Очевидно, человек
за
миллионы лет своего развития привык к определенному уровню природных шумов и
не может в короткий срок адаптироваться к абсолютной тишине.)
НОВАЯ ОПАСНОСТЬ ПОЛЗЕТ
ИЗ ГЛУХОГО УГЛА
...
включили
"неслышимую"
ноту
Вуда. Последовал
эффект вроде того,
который
предшествует
землетрясению ...
волна
ужаса
распространилась
на
Шзфтсбюри авеню.
В. Сибрук. Роберт Вуд
Приведенный
в
эпиграфе отрывок из
книги
о
знаменитом
американском
физике
Р.
Вуде
--
по-видимому,
одно
из
первых
описаний
воздействия
инфразвуковых
колебаний
на
человека.
"Неслышимая"
нота
включалась
на
репетиции в одном
из театров
в
1929
году с
целью
усиления сценического
эффекта. Но этот эффект оказался настолько значительным, что режиссер тут же
дал указание прекратить эксперименты.
Существует
и
другая
версия,
согласно
которой
Вуд,
один
из
оригинальнейших физиков мира, рекордсмен и фантазер в науке, принес в
театр
инфразвуковой
генератор (в данном случае
это был
действительно
генератор
неслышимых
звуков),
включил
его
во время представления
и из
своей ложи
наблюдал,
как
зрителей
охватило
невероятное
и
необъяснимое
для
них
беспокойство и нервозность.
В
дальнейшем
обширные
исследования
по
генерированию
инфразвука
и
воздействию его на человека развернулись во всех странах мира. Сошлемся лишь
на материалы Международного коллоквиума по инфразвуку, состоявшегося в конце
1973 года в Париже. Эти материалы составляют солидный сборник объемом
около
500
страниц.
Начнем с печально-экзотических
инцидентов,
предположительно
связанных с инфразвуком. Виднейший венгерский акустик
Т. Тарноци доложил
о
гибели
в
гроте Борадль (Верхняя Венгрия)
трех туристов в условиях резкого
изменения
атмосферного
давления. В сочетании
с
узким и
длинным
входным
коридором грот являл собой подобие резонатора, а это, как мы уже упоминали в
соответствующей главе, могло послужить причиной
резкого увеличения наружных
колебаний
атмосферного
давления
инфразвуковой
частоты.
Периодически
наблюдавшееся появление судов -- "летучих голландцев" с мертвым
экипажем на
борту
также
все
чаще
в
последнее
время
стали ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73

 

[В начало]
[Основное содержание]   [Содержание раздела

Hosted by uCoz