И.И.Клюкин. Удивительный мир звука.


управлений
несколько
отпускников,
совершавших
поездку
на
комфортабельном,
в общем,
теплоходе.
(У
телеграммы
была и вторая часть:
"...а души мы сами спасем", но это уже не имеет отношения
к предмету нашего
повествования.)
Впору теперь поговорить
о том, какие же меры защиты от шума и вибрации
применяются
в практике.
Нельзя сказать, что
ранее не пытались бороться
с
вредными
звуками.
Но
у
нас, свидетелей
и
участников научно-технической
революции, те,
прежние
меры
могут лишь вызвать невольную
улыбку. Так,
в
Англии еще
в стародавние времена
был
издан королевский указ,
запрещавший
бить жен в ночное время.
В Древнем Риме выстилали соломой булыжную мостовую
перед домом
больного патриция. Екатерина II отменила
в столице сигналы
--
механические свистки, устанавливавшиеся на некоторых экипажах.
Впрочем,
об
одной
мере
по
охране
окружающей среды
от
"акустического загрязнения" и
сейчас нельзя говорить без уважения. Естествоведы довольно давно установили,
что
рыба боится пароходных шумов, и
в нижнем течении Урала было
запрещено
пароходное сообщение, чтобы не пугать ценные породы рыб, идущих на нерест.
Сейчас
человечество
располагает
по крайней мере четырьмя "эшелонами"
шумо- и виброзащитных средств. Авангард противошумовой борьбы -- воздействие
на источник колебаний,
уменьшение
возмущающих сил, возникающих
при работе
механизмов, машин, устройств.
Возьмем,
к
примеру,
дизельный
двигатель.
Интенсивный
шум
здесь
возникает
от вспышки
в
цилиндрах.
Ученые ФРГ разработали
так называемый
М-процесс, при котором сгорание
топлива
в
головке цилиндра
растянуто
во
времени.
Мощность двигателя
от
этого теряется лишь в небольшой степени, а
шум становится гораздо слабее. Ясно также, что если,
скажем, насос работает
в докавитационном
режиме,
то шум
его
будет меньше,
чем у
кавитирующего
насоса. Вообще, воздействуя на характер и параметры рабочего процесса машин,
можно в ряде случаев заметно снизить их шум и вибрацию.
Фундаментальная монография по борьбе с шумом и вибрацией машин
создана
М.
Крокером
(США).
В
нашей
стране ряд
физических
задач,
связанных
с
обесшумливанием
машин
различных назначений,
решен М. Д.
Генкиным,
Г. А.
Хорошевым, Е. Я. Юдиным и другими.
Вторая и
третья линии защиты от вредных шумов и вибрации схожи
друг с
другом.
Это физические
методы
и
приемы, о
которых
упоминалось
раньше:
звукоизоляция,
звукопоглощение,
виброизоляция,
вибропоглощение,
рассогласование механических
или
акустических сопротивлений.
Отличает эти
"защитные
линии", по существу, лишь их расположение
относительно источника
шума
и вибрации. Вторая линия непосредственно примыкает к источнику. Это --
разнообразные
глушители
шума,
звукоизолирующие
кожухи
и
капоты
вокруг
механизмов,
амортизаторы
под лапами и рамами
механизмов, вибропоглощающие
средства на интенсивно вибрирующих частях механизмов, их рамах, фундаментах.
Порой
средства
шумозащиты
из
второго
эшелона
принимают
весьма
оригинальный,
почти
экзотический
характер.
Например,
в
Ростовском
инженерно-строительном
институте
для
заглушения
шума
некоторых
станков
применили
слои... мыльной пены, наносимой на излучающие
звук
поверхности.
Аналогичные
исследования,
проведенные во
Франции,
показали, что основной
эффект
звукозаглушения
обусловливается
при этом
резонансным
поглощением
звука
в
пузырьках, имеющихся в пене. Только французские акустики применили
этот способ
для
заглушения
не
станков, а ракетных двигателей.
Работники
акустической лаборатории Ленинградского института инженеров железнодорожного
транспорта
разработали ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73

 

[В начало]
[Основное содержание]   [Содержание раздела

Hosted by uCoz