И.И.Клюкин. Удивительный мир звука.


опытов
по разложению с помощью призмы
белого цвета на составляющие отметил
(скорее, быть может,
формально),
что
"...ширина
семи основных
цветов
спектра пропорциональна
семи музыкальным
тонам гаммы или семи интервалам между нотами октавы".
Дед
великого
натуралиста
Ч.
Дарвина
Эразм
Дарвин
в
книге
"Храм
природы",
вышедшей
в
1803 году,
указывает
уже
на возможность
создания
практического цветомузыкального устройства. В этом устройстве свет от мощной
лампы проходит через цветные
стекла и падает на белую стену. Перед стеклами
помещают
подвижные
решетки,
соединенные
с
клавишами
клавикордов,
и
"...производят
одновременно слышимую и
видимую
музыку
в
унисон
друг
с
другом".
Далее Э. Дарвин пишет: "В этом случае
родство двух
сестер -- Музыки и
Живописи
-- дает
им
право
заимствовать друг у друга метафоры:
музыканты
говорят о
блестящей музыке, о свете,
о тенях
концерта,
а художники
-- о
гармонии цветов и тоне картины".
Разумеется,
цветоклавикорды
Эразма
Дарвина
--
это
не
настоящая
цветомузыка
в
ее
позднейшем
понимании,
как
не
настоящей
цветомузыкой
являются
и современные
цветомузыкальные
устройства
в
различных торговых
салонах и на выставках. Загляните в какой-нибудь магазин
"Электроника", где
демонстрируется подобное устройство. Синхронно с ритмами фокстрота или танго
вспыхивают
за ажурной решеткой спрятанные там
разноцветные
лампочки.
Нет
движения света,
нет динамики его
формы,
вообще,
бесполезно
искать здесь
какие-либо принципы цвето-музыкальных соответствий.
Первыми, кто попытался обосновать психоэстетические основы цветомузыки,
были
русские
музыкальные
гении
Скрябин
и
Римский-Корсаков.
За
основу
светозвуковых
ассоциаций они брали прежде всего соответствия тональностей и
цвета. Скрябин написал к своему "Прометею" специальную световую партитуру. В
разное время это
произведение пытались исполнить с цветовым сопровождением,
но светотехника часто недалеко уходила от упомянутых выставочных устройств.
Однако не в этом главное.
До
сих пор
не разработаны
психологические
принципы
цветомузыки.
Если Скрябин и
Римский-Корсаков расходились даже
в
принципах
простейших соответствий
--
в мнении о
том,
каким нотам октавы
соответствуют
те
или
иные
цвета,-- то что
же говорить
о
более сложных
принципах
цветомузыки:
световом
выражении
общей
идеи
современного
музыкального
произведения, направленности
его отдельных
частей и
т.
п.?
Психофизиологические
исследования
в
области
светозвука
находятся,
по
существу, в зачаточной стадии. Приведем некоторые данные этих
исследований,
полученные советскими
акустиками
И.
Л. Ванечкиной, Б. М. Галеевым, Р.
X.
Зариповым и другими.
Был, например, проведен анкетный опрос членов Союза композиторов СССР с
целью
определения
закономерностей
их
цветового
слуха
при
подобном
бисенсорном
воздействии.
Результат
оказался
несколько
неожиданным:
у
опрошенных ответствует
"видение"
цвета
отдельных
тонов.
Однако
многими
отмечается
разделение
тонов
по
"светлостному" признаку: низкие
тона
--
темные, высокие -- светлые. Это подтверждают и выводы других авторов.
Распространенной оказалась аналогия "тембр звучания-- цвет".
При
этом
доминантной опять-таки является светлостная
характеристика. Инструментам, у
которых основные спектральные составляющие, определяющие тембр, находятся
в
низкочастотной области,
соответствуют темные цвета (коричневый, фиолетовый, ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73

 

[В начало]
[Основное содержание]   [Содержание раздела

Hosted by uCoz