И.И.Клюкин. Удивительный мир звука.


1 марта 1826 года Пушкин записал в альбоме пианистки М. Шимановской:
...Из наслаждений жизни
Одной любви музыка уступает,
Но и любовь мелодия...
Цветомузыка, о которой, как видно из книги Э. Дарвина, задумывались уже
в
пушкинские
времена,
быть
может,
одно
из
совершеннейших
проявлений
эстетической стороны музыкального искусства. Но
есть у музыки и другая, так
сказать, прагматическая
сторона. Музыка может
настраивать и мобилизовывать
человека, успокаивать и лечить
его. Конечно,
и это
не ново. Тот же
Секст
Эмпирик, активнейший из философов-скептиков, написавший ряд трактатов против
представителей различных профессий, в трактате "Против музыкантов" принужден
все
же признать целебную
силу
музыки. Пифагор указывал на
музыку
как на
главнейшее
средство гигиены
духа. В
различные
века нашей эры
интерес
к
психологическому воздействию музыки не ослабевал.
В
США
была
организована
Национальная
ассоциация
музыкотерапевтов;
представители
ее составляют
лечебные
каталоги музыки;
это так называемая
музыкальная фармакопея ("музыкопея"). У истоков движения в США стоял
еще Т.
Эдисон,
отобравший с помощью специалистов-музыкантов более
сотни различных
музыкальных
произведений,
которые
должны
были
воздействовать
на
эмоциональное состояние
слушателей. Некоторые произведения
рекомендовались
"для умиротворения",
другие
-- "для приятных
воспоминаний",
"для любви",
"для
пробуждения
веселости"
и даже "для
развития
чувства преданности" В
России
в 1913 году виднейшим психиатром В М Бехтеревым также
было основано
"Общество
для
выяснения
лечебно-воспитательного
значения
музыки
и
ее
гигиены".
Наиболее часто нуждаются в
действии музыки как лечебного
средства для
уменьшения
раздражительности,
чувства
тревоги,
нервного
утомления,
для
подъема тонуса. Какую же музыку следует
предложить в этих случаях? Веселую,
бравурную, легкую, эстрадную?
Конечно, здесь многое зависит от музыкального
вкуса
и
от
характера
человека.
Но
почти
во
всех
случаях
помогают
произведения Шопена, Шуберта, Бетховена,
Прокофьева.
И, конечно же,
Баха,
всеисцеляющего Баха, имя которого называет почти каждый из опрашиваемых лиц.
А если по утрам из репродуктора несутся
"для увеличения бодрости и создания
трудового
настроя"
трескучие
марши
и
пьесы
некоторых
современных
композиторов с
их ассонансами и формалистическими вывертами, это
указывает
лишь на неосведомленность музыкального редактора в области психоакустики.
В
радиовещании
Прибалтийских
республик
чаще
звучит
по
утрам
спокойная
мелодичная музыка,
и
ее
"мобилизующий эффект" оказывается сильнее, чем
у
наивно-бравурных маршей. Благотворно
влияние подобной музыки как
средства,
снимающего
утомление, в
частности, после долговременного
действия мощного
производственного шума.
Каков же механизм целебного воздействия музыки? Некоторые исследователи
полагают, что
он
обусловлен прежде всего ассоциативными памятными связями.
Слов нет,
под камерную
(да и не только камерную) музыку Шумана,
Скрябина,
Рахманинова
хорошо
"вспоминается",
всплывают
умиротворяющие
ассоциации
детских и
юношеских лет. Но,
по-видимому, музыкопея
обусловлена не только
этими
факторами.
Иначе
как,
например,
объяснить,
что
ипохондрик,
по
свидетельству специалистов, испытывает облегчение, слушая скорбную музыку, а
сверхвозбужденный
больной
успокаивается
при
звуках
быстрых,
резких
музыкальных композиций?
Некоторые лица, возможно, со слабым
типом нервной
системы
испытывают
утомление
и
даже
угнетение
от
вагнеровских
труб
и
литавр
(звучащих,
например, в увертюре к "Риенци") или от симфоний Брукнера. С другой стороны,
М. Горький, которого едва ли можно заподозрить в
слабости
нервной системы,
писал
в ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73

 

[В начало]
[Основное содержание]   [Содержание раздела

Hosted by uCoz