Деградация информационной среды, проявляющаяся в разрушении действующих социальных структур, вызывает эффекты, сравнимые по последствиям со стихийными бедствиями крупного масштаба, причём последствия эти - вполне физические. Как тут не вспомнить профессора Преображенского: "Разруха сидит не в клозетах, а в головах!". На уровне личности самоускоряющаяся деградация начинается немедленно и неотвратимо после прекращения по каким-либо причинам усилий по самосовершенствованию, под которым в нашем случае следует понимать процессы повышения сложности и упорядоченности основных составляющих личности. Ускорению процесса в значительной мере способствуют возникающие при этом проблемы самооценки. Адекватно оценивать свой уровень можно только в процессе развития, осознавая при этом всё большую степень своего невежества относительно постоянно открывающихся новых горизонтов. При деградации каждый её последующий этап повышает субъективную значимость личного опыта и компетентности вплоть до полной потери чувства реальности. "Всё возвращается на круги своя". Здравствуй, туземец! ЕСТЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ Прикладные психологи давно и плодотворно работают в области классификации типов человеческих личностей. Современный уровень "человекометрии" с помощью сложных хитроумных тестов позволяет достаточно полно для практических потребностей оценить профессиональные и личностные характеристики тестируемого. Чего не хватает прикладной психологии, как и другим наукам, построенным на основе систематизации по формальным признакам, - так это обоснования связи этих признаков с естественно-научными основами существования нашего мира. Такое обоснование возможно при рассмотрении личности в качестве сверхсложной системы, состоящей из биологических и социально сформировавшихся информационных структур, т.е. как воплощение внутреннего и внешнего геномов. Идеологии, как социальные регуляторы, содержащие более или менее непротиворечивые системы ценностей, чаще всего не являются предметом выбора, а формируются в процессе воспитания или отсутствия такового. Если в процессе воспитания основы той или иной идеологии не были заложены, - это автоматически повышает роль ДОС-регуляторов и регуляторов ещё более низкого уровней (БИОС). Действие регуляторов социального уровня не заменяет и не отменяет работу регуляторов более низкого уровня, что даёт возможность рассматривать личностные психологические качества как суммарное проявление основных биологических регуляторов (ДОС и БИОС), индивидуальных параметров усвоенных индивидом составляющих мемогенома (аксиологической, информационной и практической), а также типов личностных структур (аксиоматических и стохастических). Это позволяет предложить схему естественной психологической классификации с использованием в качестве классификационных признаков естественных свойств внутреннего и внешнего геномов. В качестве примера предлагаемого подхода рассмотрим случай избыточного действия БИОС-регулятора при слабовыраженном действии ДОС-регулятора, а также при ослабленном влиянии регуляторов социального уровня. Именно такая ситуация в силу исторических особенностей развития сложилась в настоящее время в России. В рассматриваемом случае мотивация и самооценка индивидом результатов своей деятельности рано или поздно передаётся БИОС, основа которой - гипоталамус. Оценку гипоталамусом всего бесконечного многообразия внешних и внутренних воздействий, максимально упрощая реальное положение вещей, можно представить в виде шкалы: "+2", "+1", "0", "-1", "-2" ("очень хорошо", "хорошо", "безразлично", "плохо", "очень плохо"). Передача управления БИОС приводит к последствиям, которые невозможно интерпретировать без понимания механизма управления сложнейшей системой (интеллект) посредством относительно примитивной системы (гипоталамус). В этом случае значительная часть, как мотиваций, так и практических действий попадает под цензуру БИОС, которая даёт соответствующую оценку действиям или намерениям. ..далее