Из массовых нерелигиозных идеологий, содержащих элементы аскетизма, следует упомянуть экологизм. Экологизм как идеология апеллирует к достаточно развитому социальному сознанию, внутренне принявшему идеи западного гуманизма. В России, где православие по причине реальной угрозы полного уничтожения так и не добралось до своего варианта протестанства, не говоря уже о последующих этапах общественного развития, экологические движения не могут в настоящее время иметь массовой базы. В свете изложенного провозглашение приоритетной целью государственной политики повышение материального благосостояния населения представляет собой принципиальную ошибку. В таком виде это может только повысить и без того аномально высокую БИОС-зависимость. Повышение материального благосостояния должно быть следствием процессов развития (т.е. усложнения и упорядочения всех составляющих общественного устройства). Приоритетным должно быть создание и развитие национальной идеологии, включающей основные принципы западного гуманизма и ставящей на первый план процессы развития при обязательном введении в эту идеологию элементов экологизма. Сделать столь однозначные выводы относительно БИОС-зависимости стало возможным на основании свойства БИОС подавлять в отдельных случаях работу других регуляторов. Иные сочетания признаков не позволяют столь определённо характеризовать психологические качества личности. В психологии, как и в других науках, исследующих сверхсложные системы, существует большое количество классификаций, построенных по самым разным признакам. Вряд ли ещё одна классификационная схема может дать какой-либо новый результат с точки зрения психологии как науки. Однако цель предложенной схемы классификации - не увеличение классификационного разнообразия, а исключительно иллюстрация возможностей концепции вынужденного развития. Концепции, связывающей психологические качества индивида как сверхсложной системы с естественно-научными основами существования нашего мира. БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ Чувство, воспетое поэтами всех времён и народов. Исследованное во всех деталях в научной и художественной сфере. В греческой мифологии Эрот, несмотря на свой весьма несерьёзный облик и игрушечное оружие, - грозное божество, от проделок которого страдает сам Зевс, зато обеспечивается расширенное воспроизводство населения. В конце концов Зевс понял, что Любовь и Власть плохо совместимы и, скрепя сердце, запретил Эроту стрельбу на поражение собственной персоны. Место, которое занимает это чувство в образе мыслей и поведении многих людей хорошо передано в известном афоризме: Неправда, что любовь нужна для продолжения человеческого рода, - это люди нужны для того, чтобы могла продолжаться любовь! Необходимость адекватных представлений в этой столь важной для людей сфере была осознана, в частности, И.Кантом, который, будучи глубоко религиозным мыслителем, решился на вполне определённую критику евангельской заповеди "любви к ближнему". "Любовь к людям, - писал Кант, - ...не может быть предписана как заповедь, так как ни один человек не может любить по приказанию". Она не могла быть заповедована, даже если любви придаётся достаточно фигуральный смысл практической любви (любить ближнего - значит охотно исполнять по отношению к нему всякий долг), ибо "заповедь, гласящая, что нечто должно делать охотно, содержит в себе противоречие". Таким образом, чувство любви этим выдающимся мыслителем было представлено если не находящимся над религией, то, определённо, как неподконтрольное религии. Такое особое положение этого чувства в самых разных его проявлениях и выражениях можно объяснить тесной связью со всеми действующими биологическими и социальными регуляторами: с БИОС - через центр удовольствий, с ДОС - через родственные и коллективные связи, с религией - через механизмы радикального послушания, с правовыми общественными механизмами - через законодательство, регламентирующее брачные, семейные и связанные с ними общественные отношения. Это особое положение позволяет рассматривать любовь во всей совокупности её выражений как специфический биологический регулятор, влияющий на другие параметры - признаки предложенной психологической классификации. ..далее