Введение понятия мемогенома как самостоятельно развивающейся сверхсложной информационной системы позволяет иначе представить основное противоречие правового гражданского общежития. Так же, как информационная система "внутренний геном", не обладая разумом, создаёт и поддерживает жизнь и сложные формы поведения, информационная система "мемогеном", не обладая разумом, создаёт и поддерживает сам разум и ещё более сложные формы поведения. Поскольку индивид есть воплощение внутреннего и внешнего геномов одновременно, он стремится следовать установкам обоих геномов. Тут то и обнаруживаются несоответствия этих установок друг другу вплоть до полной их несовместимости по некоторым параметрам. Установки внутреннего генома определены биологическими регуляторами и направлены, в основном, на достижение индивидуальных целей и поддержание отношений в малых сообществах. Установки мемогенома определены социальными регуляторами и направлены в значительной мере на поддержание и развитие общественных отношений на уровне больших сообществ и Цивилизации. Для нашего рассмотрения важно, что индивид, даже находясь на высокой ступени иерархической властной структуры, где, собственно, и приводятся в действие конкретные механизмы социального регулирования, зачастую отдаёт предпочтение установкам внутреннего генома. В результате деятельность жизненно важных структур сообщества становится плохо совместимой или вообще несовместимой с установками мемогенома, а действия сообществ как целостных структур утрачивают остатки иллюзии разумности. Таким образом, главный источник упомянутого противоречия правового гражданского общежития - в противоречиях самого генома. Точнее - его внутренней и внешней составных частей. Кантовскую философию можно смело назвать основополагающей в части исследования этих противоречий. Нельзя сказать, что такой подход что-то радикально меняет в выводах Кантовского анализа, за исключением оценки развития ситуации. Процессы самоусложнения и самоупорядочения мемогенома, а также наличие обратной связи между индивидами и мемогеномом позволяют в отличие от Канта, считавшего в обозримом будущем упомянутые противоречия неразрешимыми, говорить о возможности постепенного их преодоления по мере появления и сознательного принятия социальных регуляторов, учитывающих тенденции развития мемогенома. Очевидный рост радикального законопослушания в странах с развитой демократией позволяет сделать вывод, что процесс идёт в нужном направлении. Информационно-эволюционный подход позволяет обосновать гениальные догадки Канта, убедительно показавшего, что изменить общество к лучшему можно единственным способом: осознанно и целенаправленно изменяя себя. Радикальные изменения общественного сознания происходили в истории не раз и были связаны, в основном, с возникновением и распространением религий, однако такие процессы ближе к феноменам массовой психологии и мало связаны с индивидуальным выбором. Кант впервые показал, что осознанному выбору "радикального законопослушания" не существует разумной альтернативы. Кантовское "радикальное законопослушание" - не только способ индивидуального разрешения безвыходной ситуации, но, также, - осознание приоритета социальных регуляторов высокого уровня. Именно такой сознательный выбор позволяет в значительной мере преодолеть упомянутые противоречия между внутренней и внешней частями генома и создать условия, при которых мемогеном формирует и поддерживает не только разумность индивидов, но и, с помощью социальных регуляторов высокого уровня, - оптимальные условия развития сообществ. ПИТИРИМ СОРОКИН И КАРЛ МАРКС Не менее важным вопросом социальной философии является соотношение общественного бытия и общественного сознания, вылившееся в теоретическое противостояние материалистического и идеалистического представлений исторического процесса. Взгляды двух выдающихся мыслителей, представляющих эти направления социальной философии, излагаются далее в интерпретации, данной в упомянутом учебнике философии В.Г.Кузнецова и соавторов. Материалистическое понимание истории по убеждению многих марксистов наиболее ярко выражено в предисловии к работе Маркса "К критике политической экономии", где, в частности, говорится: "... Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание". ..далее