6. Внешний геном (мемогеном) по аналогии с обычным геномом - совокупностью генов - можно определить как информационную структуру, включающую совокупность всех мемов, сохранённых на любых носителях (в т.ч. - в человеческом мозге) за всё время существования Цивилизации, и обладающую способностью к самоусложнению и самоупорядочиванию в социокультурной среде. 7. Homo sapiens - это способ существования двух самовоспроизводящихся информационных структур: генома и мемогенома. 8. Цивилизация - это самовоспроизводящаяся совокупность генетической и мемогенетической информации, а также материальных воплощений этой информации. 9. Мемогеном можно представить состоящим из следующих основных взаимозависимых и взаимодополняющих друг друга компонентов: - совокупность социомемов, формирующих субъективный образ мира (религия, идеология, этика, искусство) - инструменты сохранения целостности локальных конфигураций мемогенома (мемотипов) и расширения сферы их влияния. - совокупность социомемов, формирующих объективный образ мира (наука) - инструменты создания и развития техномемов, а также изменения в этом процессе субъективного образа мира; - совокупность техномемов, возникающих в процессе научно-технического развития, - инструменты прогрессивной эволюции всего мемогенома. При этом материальное воплощение техномемов - одна из фаз этого неразрывного информационно-материального процесса. 10. Часть мемогенома, воплощённого в индивиде, находится в подсознании. Это утверждение полностью соответствует основным положениям современной психологии, согласно которым бессознательное есть не влекущее, а формирующее; оно является источником творческой фантазии духа и чувства ценности. 11. С точки зрения информационно-эволюционного подхода противостояние исторического материализма и исторического идеализма объясняется абсолютизацией одной из сторон процесса развития мемогенома и его материальных воплощений. Идеализм рассматривает историческое развитие человечества как эволюцию общественного сознания, а практическое - как "прикладную функцию" духовного. ..далее