Роль религии, науки и искусства в развитии Цивилизации - предмет философских споров на протяжении всей человеческой истории. В нашем рассмотрении представлен исключительно один из аспектов этой проблемы: оценка этой роли в формировании социомемов и техномемов. Считается общепризнанным, что искусство - один из способов познания мира. Предлагаемая концепция позволяет иначе определить роль искусства в сообществах. Это, скорее, способ трансляции мемов между индивидами, сообществом и мемогеномом, а также способ эстетизации различных областей человеческой деятельности как инструмент формирования аксиологической составляющей мемогенома. Соответственно основные функции религии (идеологии) и этики (распадающейся на мораль и право) - функции социальных регуляторов. Совокупная функция религии (идеологии), этики и искусства - воплощение и поддержка в индивиде локальной конфигурации мемогенома с помощью формирования такого субъективного образа мира, который делает возможным совместное существование людей в сообществах. Проявления аутогеноцида начинаются при критическом нарушении целостности этого комплекса и характеризуются использованием для самоуничтожения сообщества преимущественно коллективных средств. Основная функция науки - создание возможно более объективного образа нашего мира. Наука - это тот компонент мемогенома, который наиболее эффективно обеспечивает его развитие, поскольку именно научные достижения позволяют многократно ускорить формирование и эволюцию техномемов. Успехи в создании объективного образа мира позволили европейской цивилизации опередить в технологическом развитии намного более древние и находившиеся на более высоком культурном уровне цивилизации Индии и Китая. Следует отметить особую роль философии, которая в совокупности всех своих направлений представляет собой некий обобщённый образ всего мемогенома, включающий и субъективный и объективный образы мироздания. Эстетизация результатов научного познания мира существенно ускоряет и облегчает их включение в локальную конфигурацию мемогенома. Таким образом через эстетизацию науки искусство вносит свой вклад также и в создание объективного образа мира. Структурами, непосредственно выполняющими эту функцию, служат научно-популярная литература и научная фантастика. Побочным следствием научно-технического прогресса является дестабилизация существующих социальных структур, поскольку сам процесс научно-технического развития существенно влияет на параметры социальных регуляторов. Таким образом, науку и комплекс, состоящий из религии (идеологии), искусства и этики, можно определить как взаимодополняющие и взаимозависимые компоненты мемогенома, существующие в форме социомемов. Но их функции в сообществах различны, а в части обеспечения развития эти функции находятся в принципиально неустранимом противоречии: или обеспечение развития с неминуемой нестабильностью, - или стабилизация с неминуемой стагнацией. Между перечисленными компонентами мемогенома, нет, разумеется, чётко и явно выраженных границ, а есть переходные области со смешанными свойствами. Как, впрочем, и в других взаимосвязанных социальных проявлениях. ..далее