Рассмотрение произведений искусства в качестве одной из разновидностей мемов позволяет предложить объективные критерии оценки художественного уровня конкретного произведения исходя из его репликаторных свойств: 1. Количество репликаций. Чем успешнее реплицируется произведение искусства (в результате просмотров, прослушиваний, прочтений и т.п.), тем выше оценка данного произведения. 2. Период активной репликации. Это период, в течение которого количество репликаций данного произведения поддерживается на определённом значимом уровне. Чем больше этот период, тем выше оценка данного произведения. На данном этапе отсеиваются разного рода популярные однодневки и в полной мере проявляется влияние уровня мастерства создателей произведения. По завершении этого периода произведение переходит из сферы общественного сознания в пассивную составляющую мемофонда - соответствующее хранилище. 3. Если с течением времени указанные параметры произведения продолжают увеличиваться, произведение входит в национальный, а затем - в мировой "золотой фонд". Становится каноном. 4. Произведения с особо большим периодом активной репликации становятся символами (инсигниями) целых направлений в искусстве. Высшая форма признания. Разумеется, изложенное - достаточно грубое упрощение. Процесс происходит в сверхсложной системе - социуме и неотделим от него, поэтому количество других влияющих параметров достаточно велико. Меметический подход позволяет предложить также шкалу оценки произведений искусства в зависимости от количества репликаций и периода активной репликации, выстраивая эту шкалу в обе стороны от нулевого значения. В такой системе оценок произведения, вызывающие, например, эмоции отвращения - это тоже искусство, но с отрицательным значением эстетической составляющей. В область "отрицательного" искусства попадут также произведения, эстетизирующие насилие, патологию, порнографию и т.п. Приведённые критерии, хотя и дают оценку произведениям искусства лишь "задним числом", однако позволяют закрыть бесплодные дискуссии о лжеискусстве. Поводом для таких дискуссий чаще всего становится произвольное выделение сторонами совокупности объектов в какой-либо области искусства и провозглашение этой совокупности "истинным искусством". С.Лем в своей работе "Философия случая", посвящённой теории литературы, высказал весьма резонное соображение по этому поводу: "Ибо и самая откровенная халтура, если она получила распространение в обществе, относится к литературе. Ведь границы массива "литературных произведений" зависят не от произвольного решения исследователя, а от условий предложения и спроса на них, в том числе и на некачественные литературные произведения. Несомненно, все зоологи посмотрели бы, как на сумасшедшего, на своего коллегу, который призывал бы исследовать исключительно львов, антилоп и акул, а клопов, тараканов и прочую "гадость" исключал бы из животного царства". ..далее