Гегелю удалось создать философскую систему всей духовной культуры человечества, рассматривая отдельные этапы последней как процесс становления духа. Это своеобразная лестница, по ступеням которой шло человечество и по которой может идти каждый человек, приобщаясь к общемировой культуре и проходя при этом все стадии развития "мирового духа". Глубокая аналогия между активной саморазвивающейся информационной структурой - мемогеномом и гегелевским "мировым духом" позволяет предположить возможность наполнения этой грандиозной идеалистической конструкции реальным содержанием. Результатом такого синтеза могла бы стать концепция материалистического идеализма (идеалистического материализма), в которой материальное и идеальное были бы представлены как неотъемлемые составляющие единого материально-информационного процесса. Предвидеть возможные пути развития современных информационных технологий - занятие не только неблагодарное, но и, как было сказано, невозможное. Однако очевидно, что результатом возникающих при этом новых форм взаимодействия индивидов (интернетовские форумы, виртуальные вселенные и т.п.) становится неуклонно возрастающее количество связей между членами сообщества. Как тут не вспомнить, что удивительные возможности человеческого мозга связаны, среди прочего, с большим количеством межнейронных связей. Так что дальнейший рост количества межиндивидуальных связей в сообществах рано или поздно обязательно принесёт принципиально новые плоды. Не исключено, что когда-нибудь в отдалённом будущем - и субъектные... ГЕНОМЫ И КАНТ В области общественного сознания так же, как и в личностных структурах, упорядоченный примитивизм, так же, как и неупорядоченная сложность дают одинаково печальные результаты. Если традиционные религии, корректировавшиеся на протяжении веков, относительно сбалансированы по сложности-упорядоченности, то идеологические новоделы, как религиозные, так и прочие, являют большей частью яркие примеры дисбаланса. Причём именно побочные следствия научного подхода служат зачастую причиной появления идеологических монстров, рождённых демагогией - паразитом недостаточно формализованных информационных систем. Примерами практически полностью формализованных систем (с учётом оговорки Гёделя) являются математика и формальная логика. Демагогия здесь не плодоносит. Не климат. В преимущественно формализованных системах, к которым относят естественные науки, лазейки для демагогии уже имеются. Здесь борьба с лженаукой - давнее и привычное дело. Однако имеется обширная область знаний, формализация которых в связи с объективными трудностями в изучении сверхсложных биологических систем весьма далека до завершения. Это, в основном, - общественные науки. Специфика этих наук - в огромном количестве связей между изучаемыми объектами, что крайне затрудняет доказательство выдвигаемых гипотез, и, соответственно, формализацию этих областей знаний. Здесь простор для демагогических построений. Наукообразная форма объяснения общественных явлений сбивает с толку даже отнюдь не легковерных людей. Чего стоит только недоброй памяти "научный коммунизм". Дело, однако, не только в высокой степени сложности общественных явлений и непредсказуемом влиянии флуктуаций на общественные процессы. В развитии сообществ имеют место также специфические проблемы, связанные с трудноразрешимых противоречиями между установками двух базовых информационных системам, без которых невозможно само существование сообществ: генома и мемогенома. Эти противоречия самым непосредственным образом отразились на развитии как самих сообществ, так и, соответственно, общественных наук. Нельзя сказать, что философы не занимались такого рода проблемами. Занимались и много. Философская концепция И.Канта - первое систематическое исследование противоречий "правового гражданского общежития", оказавшее огромное влияние на последующее развитие мировой философской мысли. ..далее