О.Хайям Все, кто умеет размышлять, ищет для себя ответ на этот вопрос. Каждый - по-своему, каждый - на своём уровне разумения. Но вопрос "ну, и зачем всё это?" у нормального человека рано или поздно всё равно возникает. Философам ещё труднее. Им надо ответить на вопрос: "а зачем мы все вместе?". Попыткам ответа на эти вопросы несть числа. В упомянутом выше учебнике философии этот ответ звучит так: "Философия еще способна обсуждать (но не решать!) вопрос о смысле жизни отдельных индивидов, но вопрос о смысле существования человеческого рода поставит в тупик любого мыслителя (за исключением верующих людей, считающих, что смыслом бытия человечества является его приближение к богу, высшей трансцендентальной реальности, которая создает людей в интересах мировой гармонии, или по каким-то иным соображениям)". Попыткой примирить религию и науку были виталистические воззрения, возникшие в средние века. Всему живому приписывалось наличие "жизненной силы", объяснявшей все отличия живого от неживого, а также придававший всему живому некий мистический смысл. Одной из самых серьёзных попыток перевода витализма на материалистическую основу была работа известного физика Э.Шрёдингера "Что такое жизнь?" с последующими детально аргументированными возражениями М. Волькенштейна, вернувшими всё на круги своя. Предложенная вашему вниманию концепция позволяет сформулировать условия, при которых позиции этих выдающихся учёных не противоречат друг другу. Аналогичным образом произошло объединение (ко всеобщему удовлетворению) позиций противоборствующих в начале прошлого века сторонников и противников корпускулярной и волновой природы элементарных частиц. Полученный ответ звучит достаточно просто: жизнь обладает антиэнтропийными свойствами, проявляющимися во внешней среде, но эти свойства проявляются только на самом высоком уровне организации живой материи - уровне экосистем и Цивилизации и только в процессе их развития. Данный вывод позволяет, не задаваясь метафизическими вопросами об изначальном существовании Цели бытия человечества, рассматривать эволюцию живой материи как процесс становления этой самой Цели. Становление Цели с такой точки зрения - это движение от заведомо бесцельного неорганического самоусложнения и самоупорядочивания в термодинамически неравновесной среде - через этап квазицелей растительного и животного мира - через промежуточные цели человеческих индивидов и сообществ (не всегда, к сожалению, способствующих развитию) - к осознанной Цели, как результату проявления у Цивилизации субъектных качеств. При этом Цивилизация, как материально-информационная система, находящаяся в термодинамически неравновесной среде, в процессе развития продолжает включать в себя всё возрастающие массы косной материи, которые становятся при этом её неотъемлемыми составляющими, также обладающими антиэнтропийными свойствами. Это позволяет надеяться, что экспансия разума рано или поздно включит в эту систему такую часть Вселенной, которая позволит сколь угодно долго успешно противостоять монстру по имени S. Известный физик Д. Дойч в своей книге "Структура реальности" пишет: "Кажется, что научный прогресс со времен Галилео отвергал древнюю идею о том, что жизнь - это фундаментальное явление природы. Наука открыла, что масштаб вселенной, по сравнению с биосферой Земли, огромен. Кажется, что современная биология подтвердила это отвержение, объяснив жизненные процессы на основе молекулярных репликаторов, генов, поведением которых управляют те же законы физики, которые применимы и к неживой материи. Тем не менее, жизнь связана с фундаментальным принципом физики - принципом Тьюринга - поскольку она является средством, с помощью которого виртуальная реальность была впервые реализована в природе. Также, несмотря на видимость, жизнь - это важный процесс на гигантских весах времени и пространства. Будущее поведение жизни определит будущее поведение звезд и галактик".