Кредо Фингейла КОЕ-ЧТО О МЕНТАЛЬНОСТИ События новейшей Российской истории привели к появлению в обиходе понятий и терминов, которые использовались ранее преимущественно в профессиональной среде. Среди таких вновь распространившихся понятий - менталитет (ментальность). Менталитет по определению - это "образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе", из чего следует, что менталитет - неотъемлемое свойство всех и каждого. Любой человек по-своему уникален и то, что личный менталитет в этом смысле отличен от такового у других, понятно и естественно. Неопределённость возникает в применении понятия "менталитет" к общественной группе (сообществу). Чем больше рассматриваемая общественная группа, тем труднее выделить то общее, что есть у его членов в части образа мыслей и духовных установок, поэтому нынешнее применение этого понятия к большим сообществам имеет скорее ассоциативный характер. Но, с другой стороны, сам факт сходства ментальности во многих сообществах бесспорен: никто не сомневается в существовании исторически сложившихся и устойчивых на протяжении длительного времени китайского, японского, арабского и других национальных менталитетов. Информационно-эволюционный подход позволяет более точно определить и использовать понятие "менталитет". Как было показано ранее, личностные качества индивида зависят от параметров усвоенных индивидом составляющих мемогенома (аксиоматической, информационной и практической). Существенное влияние на этот процесс оказывает тип доминирующего в данном сообществе социального регулятора, который, в свою очередь, связан с большим количеством других факторов: географических, исторических, национальных и многих других. В результате локальные конфигурации мемогенома (мемотипы) исторически оказались связанными преимущественно с национальными границами. Воплощения этих локализованных конфигураций и представляют собой разновидности менталитета сообществ, которые известны как "национальный менталитет". Проявления национального менталитета определяются исключительно степенью воплощения особенностей мемотипа в процессе воспитания индивида. Наиболее показательный в этом отношении пример - американская нация, достаточно консолидированная, несмотря на крайнюю этническую и расовую разнородность. Совокупность сходных мемотипов принято называть цивилизациями (европейской, арабской и др.). Неформальные социальные группы, входящие в сообщества, вплоть до элементарной ячейки сообщества - семьи, привносят свои особенности в процесс воплощения мемотипов. Этими особенностями в значительной мере и определяется всё многообразие ментальностей в сообществе, а в сочетании с личными качествами - уникальность каждой личности. Духовное родство, обусловленное мемогенетическим сходством, для современного человека зачастую имеет большую значимость, чем родство кровное. Такое положение стало следствием перехода от родоплеменных к современным общественным отношениям. Дальнейшее развитие межнациональных связей, наиболее наглядно проявляющееся в создании межнациональных виртуальных сообществ, неминуемо приведёт к росту значимости мемогенетического сходства также и по отношению к национальному. Личный менталитет можно представить как индивидуальный набор воспринятых и усвоенных индивидом информационных единиц мемогенома (мемов), а менталитеты сообществ, - как совпадение или подобие у членов сообщества некоторой части мемов, количественно превышающее некоторое пороговое значение. Критерием превышения этого порогового уровня может служить появление у сообщества неких символов общности, которые можно назвать мемогенетическими инсигниями. Отличие таких символов от знаков формальной принадлежности к какому-либо общественному объединению - во внутренней связи этих символов с аксиологической составляющей мемотипа. В качестве инсигний используются либо мемы, имеющий аксиологический статус, либо объекты, однозначно ассоциирующиеся с такими мемами. Каждый мемотип содержит уникальную, исторически сложившуюся совокупность инсигний. В некоторых случаях в качестве инсигний используются объекты вызывающие неоднозначную психологическую реакцию. Так, если восприятие религиозных святынь и символов государства в качестве инсигний достаточно привычно, то признание, например, известных мумифицированных человеческих останков именно в качестве инсигнии связано с серьёзными психологическими затруднениями. Общественные дискуссии по поводу упомянутых останков сводятся к соблюдению соответствующих ритуалов, хотя судьба этих останков совершенно очевидно связана с жизнеспособностью менталитета, использующего их в качестве инсигнии. ..далее