Зыбкость реальности на фоне отсутствия подлинного религиозного и мистического опыта приводит к культу воображения, фантазии. Это уже более "интеллигентные", не потребительские, а как бы "творческие" варианты поиска ценности в переживании. "Будьте творцами!" - заканчивает призывом все свои проповеди Виссарион из Минусинска. Фантазируйте! Дети блаженны, потому что игрушки у них живые. Будьте как дети! Вполне логично, слишком логично. Евангельские слова обрели совершенно иной смысл, но именно к этому смыслу подготовлено современное сознание. Настало время, когда религию можно просто сочинить. Не время визионеров-пророков, а время фантазеров-сочинителей. Можно выдумать бога и выдумка создаст столь мощную мотивацию, что никакая реальность ей не помеха. Да и где она, реальность? Поле столь перепахано тружениками и разрушителями утопий, что прорастет любое семя. Десятки тысяч российских "раджа-йогов" достигают Абсолюта, вообразив себя им. Столь же естественно и "вспомнить себя Христом" - и хоть распни такого, он искренен и чист, ведь он в некотором смысле и есть Христос - реальность "оживающих игрушек" не нуждается в гарантиях истинности, в критериях подлинного и мнимого. Истина выбирается, сочиняется произволом, своеволием. "Будьте творцами!" - это и есть конец Света. "Не взрыв, но всхлип". Игрушки оживают, мир блаженных, как юные любители сникерсов и "ужастиков по видику", будет завоеван оловянными солдатиками, ниндзя-черепашками и Микки-Маусом - новым богом нарисованного добра. Общеизвестна паника, вызванная в 30-е годы радиотрансляцией инсценировки "Войны миров" Уэллса в США. Но нынешняя ситуация не идет ни в какое сравнение с тем часто вспоминаемым эпизодом. Хоббитские игры "толкинутых" легко превращают метрополитен в "Морийские бездны" - а ведь это, так сказать, детская самодеятельность. А ежели им помочь? Телерепортажи о войнах в Закавказье, Приднестровье, Сербии - это уже не уэллсовская марсианщина. Беззащитность отступившего в детство сознания может преподнести такие сюрпризы, что монстры фантастов покажутся безобидными игрушками. Когда фашизм пытался изменить ординарную реальность своей мифологией, он имел ничтожные сравнительно с современными возможности манипулирования и встречал большее сопротивление реальности, чем встретит нынешний мифотворец. Ситуацию спасает (или губит, - это тоже как посмотреть!) то, что манипуляторов слишком много и сами они оказываются барахтающимися в тех же волнах Хаоса, в которых плывет Атлантида всего существующего. Нет вектора человеческих, групповых или этнических интересов, который смог бы совпасть с меняющимися направлениями внечеловеческого циклона. На этих волнах возможен взлёт любой авантюры, но неизбежность крушения опережает её. В результате вместо одной обозримой, внятной катастрофы мы видим феерию микрокатастроф и нарастающую неопределенность и необусловленность конфликтов. Мы можем опасаться мощной воинственной агонии северокорейского режима, а увидим, например, мирное воссоединение корейцев с резнёй каких-то врагов, которым сейчас ещё и названия-то нет. Мятежи похожи на фарс, а игрушечные спектакли оказываются "не по чину" кровавыми. В режиссуру истории входит какая-то стилевая путаница. Если порой за этим делирием вдруг проглядывают очертания какой-то планомерной (рациональной) активности, - скажем, той же наркомафии, - её внятность опирается на те же иррациональные энергии, на готовность человеческой реальности сдать позиции перед любой иллюзией, спастись в иллюзии от себя самой. И именно этот импульс превращает реальность в зону риска, в арену абсурда. Наркомафия не может ничем управлять, её трезвость подчинена наркоману, именно он - хозяин. Манипуляторы невозможны, Хаос отнял у человека всякую власть, оставив лишь иллюзию. В этой зоне риска все мы - потенциальные беженцы. Психология потенциальных беженцев - следствие происходящего и, одновременно, его причина. Совершенно очевидно, что единственной позитивной позицией может быть та, которая не включает в себя элементов этого порочного круга. Описанная мной картина может отличаться от вашей в деталях, но главное - чувство растерянности рационального человека, стремление к альтернативе опасно-неопределенной реальности и разрушительная роль этого стремления - будет присутствовать в любой попытке описать происходящее достаточно масштабно". ДАО Последние полвека европейской истории прошли под знаком борьбы за демократию и права человека во всемирном масштабе. Многочисленные правозащитные организации в США, комиссии по правам человека при ООН, а позже - такие же комиссии в ЕС анализировали состояние дел в этой области во всех уголках земного шара. На основании заключений этих организаций принимались решения о введении санкций против нарушителей: от экономических - до военных. Многолетние усилия дали результаты. Демократизация бывшего "социалистического лагеря" стала свершившимся фактом, ещё оставшиеся диктаторские режимы пытаются имитировать демократию, а пришедшие к власти в результате военного переворота сразу объявляют о возможных сроках передачи власти легитимным структурам. Однако дальнейшая глобальная демократизация встретилась со всё возрастающими трудностями. Наглядно проявилась тенденция использования процесса демократизации (в основном со стороны США) для достижения собственных экономических и геополитических целей. Кроме того, экспорт демократии зачастую вступает в непримиримое противоречие с основным из прав человека - правом на жизнь. Так в упорных попытках демократизации Вьетнама погибло более миллиона вьетнамцев. Не менее трагичной оказалась и попытка насильственной демократизации Ирака под явно и демонстративно сфальсифицированным предлогом. Но и ненасильственные варианты демократизации зачастую порождали избыток проблем: чем больше оказывалась разница локальной конфигурации мемогенома по сравнению с западной, тем с большими трудностями этот процесс сталкивался. Последний показательный пример - демократические выборы в Палестинской автономии: США и ЕС попросту отказались принять результаты этих, без всяких сомнений демократических (в части процедуры), выборов. С правами человека и вовсе вышел конфуз: главный борец за эти права - США, долгие годы убеждавшие весь мир в том, что нарушение прав человека может быть основанием для вмешательства во внутренние дела других стран (в т.ч. и военного), при осуществлении антитеррористических операций совершили многочисленные нарушения этих прав и свобод, что вызвало протесты не только правозащитных организаций, но и официальных структур в разных странах. Более того, после известных сентябрьских событий США стали разрабатывать антитеррористические законы, существенно ограничивающие права и свободы граждан. ..далее