Трудно более точно передать характер взаимоотношений между мемогеномом и его воплощением в индивиде. Мемы, так же как и гены, - это части целостных органичных систем, существующие только в составе единого функционального целого. Для генов такой целостной структурой является геном. Реальность существования аналогичной целостной структуры, состоящей из мемов, следует из "способа бытия человека" - языка. Совершенно очевидно, что слова (мемы языка) имеют смысл только при существовании языка как единого целого в естественной среде данного языка - сообществе. С другой стороны, в современном развитом сообществе невозможно представить индивида, полностью владеющего всеми возможностями языка. Достаточно упомянуть всего одно непреодолимое препятствие: огромное количество специальных терминов и их различных толкований. Таким образом, язык, как функциональное целое, может развиваться только в неразрывной связи с другой целостной структурой - социумом. Совокупность мемов языка (слов) и есть основа мемогенома. Однако, кроме языка, - основной активной "субстанции исторического процесса", существуют и другие активные информационные структуры, способные существовать также только в среде всего сообщества. Это структуры, которые в психологии относят к сфере индивидуального и коллективного бессознательного. Мемогеном сообщества и есть такая целостная структура, включающая совокупность активных информационных структур данного сообщества. В современном мире практически не осталось изолированных сообществ. Интенсивная и постоянно ускоряющаяся на протяжении многих веков циркуляция мемов между сообществами позволяет рассматривать образовавшуюся в этом процессе информационную суперструктуру как внешний геном Цивилизации, а внешний геном каждого сообщества - как его локальную конфигурацию (мемотип). Обозначим мемы внешнего генома, относящиеся к устройствам и способам воздействия на физический мир, термином "техномемы", а мемы, обеспечивающие информационное взаимодействие в сообществах (в т.ч. в специализированных) - "социомемы". Более подробно их функции рассмотрены ниже. Следует особо подчеркнуть, что речь идёт исключительно о классификации мемов, поскольку отделить материальные воплощения техномемов (т.е. сами устройства и способы воздействия на физический мир) от информационного взаимодействия в сообществах невозможно. Подтверждением того, что мемотип относится не суммативным системам (в которых элементы достаточно автономны по отношению друг к другу), а к системам целостным, в которых части являются частями только в составе единого функционального целого, может служить контекстность сложных мемов. Полностью воспринимать смысловые тонкости того же литературного произведения можно только в информационной среде (контексте) сообщества, где это произведение создано. Любой перевод этого произведения на другой язык всегда является некоторой интерпретацией, адаптацией к воспринимающей культуре. То же можно сказать и о большинстве других мемокомплексов данного сообщества. Однако существует большой класс сложных мемов, на которые этот вывод не распространяется. Это совокупность мемокомплексов, представляющих собой инструменты создания объективного образа мира (наука), а также техномемы. И те и другие без каких-либо искажений легко становятся достоянием всего человечества, и рассматривать их следует уже в более общем контексте - контексте всего мемогенома. Внешний геном (мемогеном) по аналогии с обычным геномом - совокупностью генов - можно определить как информационную структуру, включающую совокупность всех мемов, сохранённых на любых носителях (в т.ч. - человеческом мозге) за всё время существования Цивилизации, и обладающую способностью к самоусложнению и самоупорядочиванию в социокультурной среде. Цивилизация с изложенной точки зрения - это самовоспроизводящаяся совокупность генетической и мемогенетической информации, а также материальных воплощений этой информации. Совершенно очевидно, что принципиально различные механизмы генной и сигнальной наследственности приводят в эволюционном плане к идентичному результату: наследственной передаче сложных форм поведения. Но здесь у сигнальной наследственности явные преимущества: возможность наследования приобретённых признаков и передача этих признаков не только от родителей детям, но и, в течение намного более короткого времени по сравнению с распространением генов, - всем членам сообщества. ..далее