Хохлачев Юрий Сергеевич. Сумма термодинамики или Отличный взгляд на мир (от других)


Ситуация с виновниками разрушения всего сущего стала проясняться в XIX веке с созданием основ и развитием термодинамики. По мере развития теории становилось всё более понятным, что разрушение любых структур, в том числе информационных, связано со стремлением любой материальной системы к равновесному состоянию. Показателем, характеризующим этот процесс, служит величина энтропии (S).
Об энтропии сказано уже немало и многими. Редкий экскурс в теоретические основы мироздания обходится без упоминания об этом фундаментальном понятии. Любой прилежный студент технического ВУЗа (особенно после экзамена по термодинамике) напишет формулу для расчета S и добавит, что величина S растёт во всех без исключения реальных процессах. Локальное снижение величины S, согласно термодинамике, возможно только за счет её увеличения в некой внешней среде по отношению к рассматриваемой. При этом суммарная величина S все равно увеличивается: в физических процессах происходит рост величины термодинмической энтропии, в информацинных процессах - её аналога - энтропии информационной.
Констатация необратимого роста энтропии во вселенском масштабе привела Р. Клаузиуса в XIX веке к идее тепловой смерти Вселенной, то есть достижению равномерного распределения энергии и вещества в мировом пространстве, после чего все физические процессы должны прекратиться. Реальность оказалась намного сложнее, но закон роста S остаётся в современной науке одним из фундаментальных.
Тут бы самое время реабилитировать Хроноса, да не нашлось мифотворца, способного перевести строгий язык термодинамики на язык образов. А жаль. Связь направления развития любой системы с изменениями в ней величины S такова, что при внимательном рассмотрении может существенно изменить наш взгляд на мир, а также на место и предназначение в этом мире.
Предлагаемая вашему вниманию концепция ни в коей мере не претендует на конкуренцию с существующими в конкретных областях науки теориями и методами исследований и не является попыткой подвергнуть сомнению полученные в них результаты. Все построения основываются на известных закономерностях и общеизвестных фактах.
Объект настоящего анализа - тесная и непосредственная связь физических основ нашего мира с некоторыми важными для жизни вообще (и разумной жизни в особенности) свойствами сверхсложных систем. Связь, позволяющая, в частности, предложить естественно-научные критерии оценки любой целеполагающей и целенаправленной человеческой деятельности с точки зрения соответствия этой деятельности целям развития. Такой подход является логическим следствием открытых И.Пригожиным явлений самоусложнения и самоупорядочения в термодинамически неравновесной среде. Необходимо также отметить, что самоусложнение и самоупорядочение биологических и социальных структур обеспечивается действием также и других механизмов, о чём более подробно упоминается в соответствующих разделах представленной концепции.
Особо следует подчеркнуть, что речь идёт именно об оценке, а не об объяснении функционирования и динамики социокультурных систем с помощью законов физики.
Существующие социальные регуляторы, основанные на религии или идеологии, содержат некую совокупность идеалов, которые входят в принятую данным сообществом систему ценностей. И если на биологическом уровне развитие означает рост сложности организмов в результате борьбы за выживание, то для человеческих сообществ под развитием понимается движение к исторически сложившимся идеализированным целям.
В предлагаемой концепции в качестве основного двигателя эволюции на добиологическом, биологическом и социальном уровнях рассматривается рост сложности и упорядоченности соответствующих систем как один из способов противостоять тотальной угрозе деградации и разрушения, заложенной в самой основе нашего мира. С этой точки зрения прогрессивная эволюция человеческих сообществ предстаёт как жизненная необходимость, как способ защиты от неминуемой деградации. При этом рост сложности и упорядоченности социокультурных систем определяется, разумеется, законами и спецификой социальной реальности, а не законами физики.
История показывает, что идеализированные цели, возведённые в догму, рано или поздно становятся тормозом развития. Концепция вынужденного развития позволяет предложить в качестве базовой ценности сам процесс развития. Для этого необходимо, чтобы как процесс развития, так и получаемые при этом практические результаты соответствовали вполне определённым критериям. Представленная работа - попытка сформулировать и обосновать такого рода критерии. ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68

 

[В начало]
[Основное содержание]   [Содержание раздела

Hosted by uCoz