Хохлачев Юрий Сергеевич. Сумма термодинамики или Отличный взгляд на мир (от других)


Ещё более интересна реакция на инсигнии, не связанные с доминирующими ментальностями. Использование в среде художественной интеллигенции известного "Чёрного квадрата" К. Малевича в качестве инсигнии супрематизма вызывает невероятно забавную реакцию у непосвящённых. Сначала предполагаются какие-то особые художественные достоинства. Когда таковых не обнаруживается, проявляется недоумение. После сообщения о приобретении этой картины за огромную сумму в миллионы долларов следует либо полная растерянность, либо интенсивное кручение пальцем возле виска. Нечто похожее имеет место и при созерцании не японцами известного "сада камней". Такое восприятие становятся понятными, если представить инсигнии как мемы-оболочки, позволяющие вкладывать в них личное содержание в очень широком диапазоне.
Всё это было бы действительно забавно, однако непонимание роли инсигний в сообществах не только приводит к весьма серьёзным международным проблемам, вроде "карикатурного скандала". Сам факт отсутствия неформальных инсигний - симптом крайнего неблагополучия и нестабильности сообщества, чреватого для него самыми печальными последствиями.
Информационно-эволюционный подход позволяет выделить в сообществах две взаимосвязанные подсистемы: индивидов, образующих сообщество, и мемотип - информационную составляющую данного сообщества. Каждый индивид обладает свойством субъектности, заключающимся в способности инициировать собственную деятельность, направленную на достижение целей и удовлетворение потребностей, однако возможности влияния отдельного индивида на мемотип крайне ограничены. У мемотипа (по крайней мере - в настоящее время) каких-либо субъектных свойств нет, но он обладает другими, не менее важными для сообщества качествами, в частности - исторической устойчивостью.
Такой подход позволяет утверждать, что совмещение в одном понятии функций мемотипа с функциями его воплощений в индивидах - основная причина критики социально-философского идеализма в представлении исторического процесса со стороны материалистического философского направления.
Так, например, Н.А. Бердяев, характеризуя национальное начало в истории, пишет: "Нация не есть эмпирическое явление того или иного отрывка исторического времени. Нация есть мистический организм, мистическая личность, ноумен, а не феномен исторического процесса. Нация не есть живущее поколение, не есть и сумма всех поколений. Нация не есть слагаемое, она есть нечто изначальное, вечно живой субъект исторического процесса, в ней живут и пребывают все прошлые поколения не менее, чем поколения современные. Нация имеет онтологическое ядро. Национальное бытие побеждает время. Дух нации противится пожиранию прошлого настоящим и будущим. Нация всегда стремится к нетленности, к победе над смертью, она не может допустить исключительного торжества будущего над прошлым".
С точки зрения социально-философского материализма в определении нации как "субъекта исторического процесса" Бердяев неправомерно распространяет свойство субъектности, присущее индивидам, на сообщество в целом. В то же время мемотип реально обладает другими свойствами, которые Бердяев определяет как свойства нации, в т.ч. - её "онтологического ядра". Таким образом, представление о нации как о как о неразрывной совокупности мемотипа и образующих сообщество индивидов позволяет в значительной мере сблизить позиции социально-философского материализма и идеализма. Свойства, которые ранее приписывались представителями этих философских направлений сообществу в целом, могут быть без противоречий разделены и отнесены к упомянутым составляющим сообществ.
Европейская цивилизация живёт в эпоху смены доминирующего биологического регулятора. Доминирование БИОС-регулятора подверглось серьёзному испытанию в ходе брожения по Европе и Азии "призраков" коммунизма и национал-социализма, содержащих в основе ДОС-регулятор. Оба призрака имели возможность овладеть миром и оба эту возможность не реализовали. Но период доминирования БИОС-регулятора истекает. Это приводит к появлению новых идеологий, в основе которых всё тот же ДОС-регулятор. В настоящее время наиболее активно распространяется идеология воинствующего исламизма, в котором собственно исламу отводится роль инсигнии.
Факт периодичности доминирования основных биологических регуляторов в жизни сообществ позволяет на основе приведённого анализа сделать вывод, что истекает время выбора. Выбора между вынужденным рывком в развитии западного гуманизма, учитывающим выявленные закономерности общественного развития, и одной из известных идеологий, содержащей ДОС-регулятор. Если, конечно, в ближайшее время не появится нечто ещё более агрессивное. Молодёжная революция 70-х годов прошлого века наглядно показала, что общественные устои, кажущиеся вечными и незыблимыми, могут быть изменены и разрушены без какого-либо применения силы и, по историческим меркам, - мгновенно. Идеологии как информационные структуры действуют в нашем информационном мире намного более быстро и эффективно, чем вся мощь государственных, военных и финансовых машин.
А тем временем на наших глазах происходит изменение одной из основных ценностей западного гуманизма. Принятое после известных событий решение о возможности уничтожения пассажирских самолётов, захваченных террористами для использования в качестве оружия массового поражения, противоречит постулату об абсолютной ценности человеческой жизни, лежащему в основе идеологии гуманизма. Это не может не повлиять на отношение к другим вопросам, связанным с представлениями о жизни и смерти. Полный отказ от смертной казни, чего так долго добивались правозащитники, этические проблемы эвтаназии и пересадки органов - все это и многое другое напрямую зависит от представлений о ценности человеческой жизни. Незаметно и буднично начался переход к принципу относительной ценности жизни, характерному для сообществ с доминированием ДОС-регулятора.
Наличие в западном сообществе альтернативных менталитетов, существенно отличающихся по принятому социальному регулятору, вполне может привести к дальнейшим радикальным идеологическим изменениям в направлении ДОС-доминирования. Нарушение права свободного волеизъявления справедливо расценивается как попытка покушения на основы демократии, но демократия так же легко может быть уничтожена пришедшими к власти в результате свободных выборов носителями ментальности, в которой демократические принципы не входят в систему ценностей. Именно так в своё время в Германии оказались у власти и действовали далее национал-социалисты. Вернуть ситуацию к исходной обычными способами невероятно трудно, поскольку при таком развитии событий свободное волеизъявление исчезает как таковое. Это касается не только стран с молодой демократией. Изменение демографической ситуации в ряде стран западной Европы и появление в связи с этим массовых альтернативных менталитетов и здесь делает всё более актуальной защиту общественных механизмов на уровне основ права. ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68

 

[В начало]
[Основное содержание]   [Содержание раздела

Hosted by uCoz