Хохлачев Юрий Сергеевич. Сумма термодинамики или Отличный взгляд на мир (от других)


Один, но существенный недостаток - слепая она. И это всегда пытались использовать в самых разных, часто весьма неправедных, целях. Религиозный экстремизм связывали с любовью к своему или своим божествам, национализм - с любовью к своему народу, авторитаризм и тоталитаризм - с любовью к вождям, не говоря уже о ещё не забытых попытках воспитания любви к Партии и Правительству. То же и с любовью к спорту: многие виды спорта из-за сверхперегрузок превратились в крайне вредное для здоровья спортсменов занятие. Поведение фанатов на спортивных мероприятиях также выражается в формах, весьма далёких от представлений о здоровье.
Только слепотой можно объяснить, как посредством несложных манипуляций общественным сознанием любовь легко подменяется своим антиподом - ненавистью. К чужим. А уж чужими могут быть кто угодно в зависимости от ситуации. Личностные структуры стохастического типа позволяют без каких-либо затруднений произвольно разделять объекты любви и ненависти и столь же легко менять их местами.
Такого рода негативные общественные проявления - прямое следствие связи этих чувств с докинзовским генным эгоизмом, весьма эффективным в процессе биологического отбора, но плохо приспособленным к регулированию следующего уровня развития - социального.
Так же, как протестанство в процессе развития общественных отношений вытеснило религию преимущественно в частную сферу, так и развитие правовых отношений вытесняет эмоциональные отношения в обществе в личную жизнь. Любовь вне личных отношений заменяется, а в личных - дополняется уважением. Уважением к другим людям, другим системам ценностей, к другой вере, к другим взглядам, к закону как таковому, что и является основой радикального законопослушания в правовом обществе. Удивительно, но после практически всеобщего признания, что любовь к ближнему не может быть заповедью, во многих достаточно развитых сообществах заповедью остаётся, например, Любовь к Родине, хотя Уважение к Родине - чувство не менее благородное и патриотическое.
В этой связи стоит упомянуть также, что в работах известного учёного и публициста академика Н.Н.Моисеева любовь к ближнему представлена в качестве одного из основополагающих принципов нравственного императива на современном этапе развития общества. В работе "Как приблизиться к ноосфере" он пишет: "В основе общечеловеческой нравственности, истоки которой, как я уже заметил, находятся где-то в палеолите, лежит принцип "не убий!". Можно ли в нынешнем нравственном императиве выделить еще один столь же простой и основополагающий принцип? Думаю, что да! Можно! Им будет известное "возлюби ближнего как самого себя".
Вряд ли выдающийся учёный уверовал в реальное воплощение в жизнь упомянутой заповеди. Это, скорее, публицистическая метафора. Нравственному императиву, каким он представлен в работах Моисеева, более соответствует принцип "уважай ближнего как самого себя". Именно в такой формулировке упомянутый принцип может перейти из разряда утопии в стадию обсуждения его практической реализации. Проблемы реализации данного принципа рассмотрены в главе "Расширенный мемотип".
Сохраняющиеся в общественном сознании стойкие иллюзии, что чувство любви в общественных отношениях - положительный фактор, - одна из причин рассмотренного ниже избыточного действия БИОС и ДОС-механизмов на общественное развитие. Положение не может измениться, пока в обществе не произойдёт осознание того, что это чувство необходимо и уместно исключительно в личных и семейных отношениях, но и в них никак не обойтись без баланса с чувством уважения.
Основной вывод из анализа действия биологических регуляторов можно сформулировать так: широко распространённые представления о подсознании как вместилище тёмных сил, сдерживаемых разумом, не имеют под собой серьёзных оснований. Ничего демонического в подсознании нет. Чудовища, как варианты воплощений Главного Монстра (S), появляются тогда, когда разум, погнавшись за очередной яркой погремушкой, использует биологические регуляторы не по назначению, уходя при этом с узкой тропинки самоусложнения и самоупорядочивания. И чем дальше уходит, тем чудовищнее результат.
Вплоть до возможности полного самоуничтожения.
СВЕТЛЫЙ ЛУЧ ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68

 

[В начало]
[Основное содержание]   [Содержание раздела

Hosted by uCoz