Хохлачев Юрий Сергеевич. Сумма термодинамики или Отличный взгляд на мир (от других)


Если обобщить результаты многочисленных и многоцелевых исследований истории Российского государства, то главными факторами, определившими своеобразие его социального развития, являются географическое положение и размер территории. Страна, расположенная на стыке Европы и Азии, неизбежно испытывала влияние соседних цивилизаций, а гигантские расстояния при отсутствии связи (в нынешнем понимании) существенно затрудняли появление некой общей ментальности, суммирующей такие влияния. Эти факторы предопределили образование на просторах империи двух основных менталитетов, существенно между собой различающихся. Для многонациональных государств полиментальность, в общем-то, неизбежна, что связано с национальными и религиозными различиями, однако особенность развития России в том, что разделению подверглась титульная нация, не имевшая отличий по религиозному признаку.
Христианство, возникшее во многом как идеология, противостоящая БИОС-доминированию, содержало, соответственно, в своей основе ДОС-регуляторы. Однако в русском православии роль ДОС-регуляторов в результате азиатского влияния была значительно усилена по сравнению с католицизмом вплоть до включения идей общинности в основы ментальности.
Тем временем развитие Западной цивилизации со времён Великой Французской революции происходило с ускоренным понижением роли ДОС-регуляторов. Влияние западных перемен коснулось в России исключительно правящих и культурных элит в столицах и крупных городах. На остальной территории изменений в этой сфере по причинам, указанным выше, практически не происходило. Такое положение вызвало в XVII в. раскол русской православной церкви с отделением от неё старообрядческой церкви. Характерно, что в общинах старообрядцев потребление спиртного считалось недопустимым для верующего, - ещё одно наглядное историческое свидетельство влияния ДОС-регуляторов на распространение БИОС-зависимости. В России раскол церкви стал первым значимым событием переходного периода от ДОС - к БИОС-доминированию, однако территориально переходные процессы происходили преимущественно в тех же столицах и крупных городах.
В результате к моменту буржуазной революции 1917г. Россия в целом оказалась идеологически не подготовленной к демократическим преобразованиям, неотъемлемой частью которых в западном мире была замена в течение длительного переходного процесса общинной и патриархальной ментальности на индивидуалистическую. Реакцией на преждевременный переход к развитию по западному образцу стало распространение в стране коммунистической идеологии, содержащей в своей основе тенденцию к созданию ещё более жёстких, по сравнению с общинными, иерархических ДОС-структур - тоталитарных. Неблагоприятная военно-политическая обстановка вкупе с упомянутыми факторами привела к гражданской войне и, как результат, к радикальному и необратимому изменению хода исторического развития России.
Тем временем в Германии, которая практически одновременно с Россией рассталась с монархической формой правления, появился другой вариант тоталитарной ДОС-идеологии - национал-социалистический. Победа этой идеологии в Германии связана, в основном, также с неготовностью немецкого менталитета к демократическим преобразованиям. Разрушение действовавших социальных структур в националистическом варианте тоталитаризма также привело к росту фактора агрессивности, но в условиях практически мононационального государства и отсутствия в то время в стране какой-либо массовой альтернативной ментальности, - преимущественно внешней направленности.
Коренное отличие ситуации в России - в почти удавшейся попытке режима уничтожить в стране религию. Церковь в России всегда была основой самодержавия, поэтому вполне естественно, что религия стала одной из идеологических основ Белого движения. Новый режим использовал атеизм не только как идеологическое оружие для борьбы со своими противниками, но и как средство уничтожения всех религиозных конфессий на территории России. Атеизм стал одной из основ новой идеологии в качестве средства подавления всякого религиозного инакомыслия.
Взамен православия была создана идеологическая конструкция из теории классовой борьбы К.Маркса и вульгарного материализма. По структуре новая массовая идеология оказалась близким аналогом политеизма. Объектами поклонения стали классики и вожди марксизма-ленинизма с последующей их канонизацией в русле новой мифологии и посмертной мумификацией, представляющей собой нечто среднее между древнеегипетским обрядом и христианским, касающимся святых мощей. Главной объявленной целью этой идеологии стала "всемирная революция" - как некий отдалённый аналог буддийской нирваны.
События в России и Германии привели в итоге ко второй мировой войне, которая изменила ход исторического развития всей Западной цивилизации, временно возвратив на значительной части её территории режим ДОС-доминирования.
Возврат к режиму БИОС-доминирования и в России и Германии возобновился: в Германии - после окончания войны, в России - с началом хрущёвской политической "оттепели". Однако, только после отстранения от власти коммунистов, российской политической и культурной элите открылась вся глубина идеологической пропасти, в которую завели страну противоборствующие ментальности. Стала очевидной невозможность быстрого восстановления идеологического влияния церкви, несмотря на массированную поддержку со стороны государства. Советскому режиму удалось в значительной мере уничтожить результаты монотеистического этапа развития России и вернуть страну идеологически на тысячелетие назад к давно пройденному этапу политеизма. Религиозное сознание трудно было разрушить, но многократно более сложно восстановить, поскольку создание идеологических и культурных традиций и соответствующее изменение ментальности - исторически очень долгий и сложный процесс. Процессы деградации в информационных системах, как было отмечено ранее, идут намного быстрее и легче процессов развития.
Значительная доля тех, кто сегодня участвует в религиозных обрядах, по признаниям служителей церкви весьма далека от внутреннего принятия религиозных ценностей и воспринимает обряды как своего рода общественные мероприятия вроде Первомая, но с религиозной спецификой. Так, в одном из телесюжетов, посвящённых обряду крещения в ледяной купели, священник, проводивший обряд, назвал это тяжёлым испытанием для себя, поскольку значительная часть мужчин, желающих участвовать в обряде, находилась в нетрезвом состоянии. Что, вообще-то, в данной ситуации ближе к святотатству, чем к религиозности. ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68

 

[В начало]
[Основное содержание]   [Содержание раздела

Hosted by uCoz