Хохлачев Юрий Сергеевич. Сумма термодинамики или Отличный взгляд на мир (от других)


Введение понятия мемогенома как самостоятельно развивающейся сверхсложной информационной системы позволяет иначе представить основное противоречие правового гражданского общежития.
Так же, как информационная система "внутренний геном", не обладая разумом, создаёт и поддерживает жизнь и сложные формы поведения, информационная система "мемогеном", не обладая разумом, создаёт и поддерживает сам разум и ещё более сложные формы поведения. Поскольку индивид есть воплощение внутреннего и внешнего геномов одновременно, он стремится следовать установкам обоих геномов. Тут то и обнаруживаются несоответствия этих установок друг другу вплоть до полной их несовместимости по некоторым параметрам. Установки внутреннего генома определены биологическими регуляторами и направлены, в основном, на достижение индивидуальных целей и поддержание отношений в малых сообществах. Установки мемогенома определены социальными регуляторами и направлены в значительной мере на поддержание и развитие общественных отношений на уровне больших сообществ и Цивилизации. Для нашего рассмотрения важно, что индивид, даже находясь на высокой ступени иерархической властной структуры, где, собственно, и приводятся в действие конкретные механизмы социального регулирования, зачастую отдаёт предпочтение установкам внутреннего генома. В результате деятельность жизненно важных структур сообщества становится плохо совместимой или вообще несовместимой с установками мемогенома, а действия сообществ как целостных структур утрачивают остатки иллюзии разумности.
Таким образом, главный источник упомянутого противоречия правового гражданского общежития - в противоречиях самого генома. Точнее - его внутренней и внешней составных частей. Кантовскую философию можно смело назвать основополагающей в части исследования этих противоречий.
Нельзя сказать, что такой подход что-то радикально меняет в выводах Кантовского анализа, за исключением оценки развития ситуации. Процессы самоусложнения и самоупорядочения мемогенома, а также наличие обратной связи между индивидами и мемогеномом позволяют в отличие от Канта, считавшего в обозримом будущем упомянутые противоречия неразрешимыми, говорить о возможности постепенного их преодоления по мере появления и сознательного принятия социальных регуляторов, учитывающих тенденции развития мемогенома. Очевидный рост радикального законопослушания в странах с развитой демократией позволяет сделать вывод, что процесс идёт в нужном направлении.
Информационно-эволюционный подход позволяет обосновать гениальные догадки Канта, убедительно показавшего, что изменить общество к лучшему можно единственным способом: осознанно и целенаправленно изменяя себя. Радикальные изменения общественного сознания происходили в истории не раз и были связаны, в основном, с возникновением и распространением религий, однако такие процессы ближе к феноменам массовой психологии и мало связаны с индивидуальным выбором. Кант впервые показал, что осознанному выбору "радикального законопослушания" не существует разумной альтернативы. Кантовское "радикальное законопослушание" - не только способ индивидуального разрешения безвыходной ситуации, но, также, - осознание приоритета социальных регуляторов высокого уровня.
Именно такой сознательный выбор позволяет в значительной мере преодолеть упомянутые противоречия между внутренней и внешней частями генома и создать условия, при которых мемогеном формирует и поддерживает не только разумность индивидов, но и, с помощью социальных регуляторов высокого уровня, - оптимальные условия развития сообществ.
ПИТИРИМ СОРОКИН И КАРЛ МАРКС
Не менее важным вопросом социальной философии является соотношение общественного бытия и общественного сознания, вылившееся в теоретическое противостояние материалистического и идеалистического представлений исторического процесса. Взгляды двух выдающихся мыслителей, представляющих эти направления социальной философии, излагаются далее в интерпретации, данной в упомянутом учебнике философии В.Г.Кузнецова и соавторов.
Материалистическое понимание истории по убеждению многих марксистов наиболее ярко выражено в предисловии к работе Маркса "К критике политической экономии", где, в частности, говорится:
"... Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание". ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68

 

[В начало]
[Основное содержание]   [Содержание раздела

Hosted by uCoz