Хохлачев Юрий Сергеевич. Сумма термодинамики или Отличный взгляд на мир (от других)


Представление о социальных регуляторах как об усвоенной индивидом части мемогенома, находящейся преимущественно в подсознании, полностью соответствует основным положениям этого направления психологии в части роли и значения бессознательного.
Познание самого себя, как известно, не только древнейшая, но и труднейшая из задач, когда-либо ставившихся человеком, недаром на храме Аполлона в Дельфах было написано: Gnori se auton - "Познай самого себя". О том же писал Блаженный Августин (354-430гг.): "Не стремись к внешнему, возвратись в себя самого: истина обитает внутри человека". (Августин. Об истинной религии.) Ещё более определённо выражались учителя дзен-буддизма: "Учение всех Будд заключено с самого начала в нашем собственном разуме".
Тем не менее, несмотря на серьёзные трудности, возможность получения доступа к внутренней информации с помощью медитаций, как одного из вариантов самогипноза, была обнаружена ещё в глубокой древности. Появление и развитие методов медитаций связано с древнейшей из религий - индуизмом (около XXIV века до н.э.) и более поздним учением - буддизмом (VI - V вв. до н. э.). Чудеса в части владения собственной физиологией, демонстрируемые йогами, свидетельствуют, что при большом желании и упорстве можно значительно расширить область сознательного контроля над внутренними процессами, и не только физиологическими.
Посредством медитаций оказался возможным доступ к внутренней информации, касающейся социальных регуляторов. И здесь йоги оказались "впереди планеты всей". Они показали, что так можно получать готовые решения проблем, связанных не только с информационной, но и с аксиологической составляющей мемогенома. Однако, несмотря на явные достижения в этой области приверженцев индуистских и более поздних учений, получение таким способом готовых решений нельзя признать исключительно их прерогативой. Во многих культурах аксиологическая составляющая основывалась на откровениях, полученных из некоего внешнего источника человеком, находящимся в особом психологическом состоянии. Можно предположить, что именно таким способом было сформировано большинство идеологических постулатов прошедших веков: через механизмы обратной связи между мемогеномом, сообществом и индивидами. Здесь же, по-видимому, лежит и ключ к разгадке механизма интуиции.
Перефразируя Шекспира, можно сказать, что при жизни в черепе бедного Йорика было сокрыто больше, чем снится нашей мудрости... В этом плане предлагаемая концепция, представляющая индивида как воплощение мемогенома с возможностью последующего считывания обработанной подсознанием (и сознанием) внешнегенетической информации, частично снимает непреодолимый барьер между последовательным материализмом и многочисленными эзотерическими учениями, интерпретирующими возможность получения информации, не вытекающей из непосредственного опыта, как существование некоего невидимого мира. Некоторая часть этого эзотерического мира при изложенном подходе становится вполне видимой.
Для извлечения внутренней информации, кроме освоения техники медитации, необходима ещё постоянная тренировка мышления. В буддизме эта тренировка достигается с помощью коанов - вопросов-притч, требующих не столько ответа, сколько напряжённых размышлений на заданную тему. Существует современный аналог методики развития такого рода способностей. Это "Курс развития творческого воображения", созданный Г.С.Альтшуллером как дополнение к своей теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Отнюдь не случайно так современно звучат слова основателя буддистского учения - Гаутамы Будды (621 - 543 гг. до н.э.): "Братья! Не для того пришел я, чтобы предложить вам какие-либо догмы, и я не требую от вас веры в то, во что веруют многие другие. Только к просвещению, ничем не ограниченному, призываю я вас; пользуйтесь собственным умом, развивайте его вместо того, чтоб дозволить ему тупеть..."
Кроме самоусложнения, буддисты уделяют много внимания самоупорядочиванию. Согласно буддистским представлениям человеческая личность состоит из психических атомов - дхарм, находящихся в более или менее неупорядоченном состоянии. Задача правоверного буддиста - с помощью праведного образа жизни и самоусовершенствования попытаться повысить степень упорядоченности своих дхарм, приближая тем самым переход в особое состояние бытия - нирвану. Нарушение канонов праведности грозит, согласно учению, деградацией самой формы существования личности при последующей реинкарнации (этот термин в буддизме означает возрождение после смерти в ином обличье).
Таким образом, была создана система, аналогичная по структуре БИОС-регулятору (т.е. с использованием весьма эффективного принципа "тяни-толкай"). Буддизм предвосхитил понятие энтропии, сделавшее в нашем рассмотрении повышение сложности и упорядоченности исключительно вынужденным шагом в борьбе с деградацией. Существенное отличие в том, что в буддизме главное - не страх наказания или деградации, а стремление к совершенству. Сходство - в форме расплаты за нежелание совершенствоваться - в виде перспективы неминуемой деградации нежелающего.
Лучше всего это у В.Высоцкого: "...но, если туп, как дерево, то станешь баобабом, - и будешь баобабом тыщу лет, пока помрёшь". ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68

 

[В начало]
[Основное содержание]   [Содержание раздела

Hosted by uCoz