Хохлачев Юрий Сергеевич. Сумма термодинамики или Отличный взгляд на мир (от других)


Итак, что же говорит по затронутому вопросу социальная философия? Возьмём, к примеру, один из самых современных учебников: (Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х., Философия: Учебник.) Читаем.
"Может показаться странным, но в современной социальной философии и общей социологии дискутируется вопрос: "Существует ли вообще общество как самобытная реальность, как особая область бытия?". Вопрос этот, продолжает С.Л. Франк, "может показаться нам праздным. И тем не менее как современный астроном считает, что небо не особая реальность (как это признавалось в античном и средневековом мировоззрении), а только часть - однородная другим частям - общей физико-химической природы, объемлющей и небо и землю, так и современный обществовед считает, что общество не особая реальность, а только условно выделенная часть или сторона какой-то иной реальности. Для большинства позитивных социологов и обществоведов "общество" есть лишь название для совокупности и взаимодействия множества отдельных людей".
Далее излагаются разные точки зрения на возможность рассмотрения общества в качестве субъекта, а также мнение авторов учебника, заключающееся в том, что общество не только не может обладать в полной мере свойствами субъекта, оно не обладает даже какими-либо субъектными свойствами (под субъектностью в философии понимается способность иметь и реализовывать собственные потребности, интересы и цели поведения). Аргументация такой позиции достаточно убедительна, что позволяет принять её в качестве исходной для последующих выводов.
Анализ на основе информационно-эволюционного подхода позволил выделить в обществе активную развивающуюся структуру, названную мемогеномом и представляющую собой информационную составляющую общества. Очевидно, что в качестве части целого мемогеном также не может обладать свойствами субъектности.
Внутренний геном, физически создающий человека и подготавливающий его к общественному существованию, явно независим от целеполагающей и целенаправленной человеческой деятельности. Но внешний геном в современном виде, хотя и является естественным продолжением внутреннего генома, создан в результате преимущественно разумной деятельности, поэтому фактическая независимость его развития от такого рода деятельности, как индивидов, так и любых специализированных сообществ, требует более подробного обоснования.
Объём мемогенома Цивилизации, созданного усилиями миллионов людей на протяжении веков, столь велик, что просто бегло ознакомиться со всем этим богатством, не говоря уж о том, чтобы освоить его, для обычного человека было непосильно уже на заре истории. Со временем положение только ухудшалось. Нынешний информационный взрыв привёл к ситуации, когда рост объёма только новой информации даже в узкоспециализированных областях всё более превышает возможности специалистов по её усвоению. Что касается всего мемогенома, то ни у кого сомнений давно не возникает: нельзя объять необъятное.
Прямой и обратный информационные потоки между индивидом и мемогеномом несопоставимы: относительный вклад среднестатистического индивида в мемогеном исчезающе мал, а возможность получения информации из мемогенома ограничена только возможностями индивида. Специализированные сообщества (научно-технические, гуманитарные) вносят более существенный вклад в развитие мемогенома, однако каждое из этих сообществ имеет дело с его всего лишь небольшой обособленной областью.
Всё это позволяет сделать вывод, что мемогеном - сверхсложная информационная система, развивающаяся преимущественно по собственным законам. Независимость мемогенома от целеполагающей и целенаправленной человеческой деятельности наглядно проявляется в истории как разительная пропасть между декларируемыми целями сообществ и реальными результатами совершаемых действий. И дело не столько в явном или маскируемом лицемерии. К катастрофам приводили самые прекраснодушные и искренние прожекты по улучшению общественного бытия. Наиболее яркий пример - Великая Французская революция.
Однако говорить о естественности эволюции внешнего генома можно только в том смысле, что суммарный результат этой эволюции практически не зависит от воли и размера вклада в мемогеном каждого конкретного индивида за исключением, разве что, гениев, оказавших своим вкладом особо значимое влияние на развитие сообществ. Тем не менее, несмотря на эту оговорку, независимость процесса эволюции мемогенома от среднестатистического индивида представляется вполне очевидной. Ещё точнее математическая аналогия: это влияние представляет собой бесконечно малую величину. Соответственно мемогеном предстаёт как сохранённая на различных носителях интегральная сумма отличных от нуля индивидуальных вкладов в эту структуру всех людей на протяжении всей истории Цивилизации.
Таким образом, пока не существует некой суперструктуры, позволяющей эффективно оперировать взаимосвязями всего мемогенома или хотя бы его наиболее важной и значимой части, вывод о независимости развития мемогенома от целеполагающей и целенаправленной как индивидов, так и любых специализированных сообществ (включая властные структуры), отражает реальное состояние этих отношений. ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68

 

[В начало]
[Основное содержание]   [Содержание раздела

Hosted by uCoz