Хохлачев Юрий Сергеевич. Сумма термодинамики или Отличный взгляд на мир (от других)


Ещё одна важная причина независимости развития мемогенома - упомянутая ранее высокая зависимость развития сверхсложных систем от флуктуаций, не позволяющая специализированным научным сообществам делать долгосрочные прогнозы развития даже в своей области исследований.
И.Пригожин и И.Стенгерс в своей известной книге "Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой" пишут:
"Мы знаем, что столь сложные системы обладают высокой чувствительностью по отношению к флуктуациям. Это вселяет в нас одновременно и надежду, и тревогу: надежду на то, что даже малые флуктуации могут усиливаться и изменять всю их структуру (это означает, в частности, что индивидуальная активность вовсе не обречена на бессмысленность); тревогу - потому, что наш мир, по-видимому, навсегда лишился гарантий стабильных, непреходящих законов. Мы живём в опасном и неопределенном мире, внушающем не чувство слепой уверенности, а лишь... чувство умеренной надежды..."
Немаловажно также, что тот же фактор случайности в сочетании со специфическими свойствами жёстких ДОС-структур выводил в руководители целых государств индивидов, обладающих преимущественно одной, но гипертрофированной способностью: использовать эти структуры в своих целях. Впоследствии результаты деятельности такого рода лидеров в зависимости от развития событий оценивали либо как "несоразмерность ничтожности личностей масштабам сотворённого зла" (по материалам освещения Нюрнбергского процесса), либо их признавали великими, но при этом возникали непреодолимые трудности с определением - в чём же именно.
Интуитивное понимание независимости общественного развития от воли индивидов предопределило в древности возникновение даосистского взгляда на мир, в котором одно из основных понятий - недеяние. Недеяние у даосистов - это не полная бездеятельность, а крайняя осторожность в действиях, которые, в частности, могут вызвать изменения общественной структуры.
С этой точки зрения основной задачей любой власти должно быть исключение как собственной монополии в политической, экономической и идеологической областях, так и попыток такой монополизации со стороны любых других общественных групп. Именно такая позиция создаёт максимально благоприятные условия для естественной эволюции мемогенома, исключающей катастрофические социальные потрясения. Этот вывод касается и международных отношений. При всей несомненной важности процессов демократизации, монополизация идеологии демократии и экспорт демократии любым способом - процесс столь же негативный для развития, как и экспорт революции.
Основной вывод из изложенного: в целях оптимизации развития сообществ необходимо рассматривать мемогеном как сверхсложную систему, условно обладающую некоторыми свойствами субъектности. Условная субъектность мемогенома и вытекающий из этого запрет на попытки монополизации любой важной сферы общественной жизни со стороны, как индивидов, так и специализированных сообществ, должны быть отражены в основах права. Упразднить положение об условной субъектности мемогенома можно лишь в том случае, когда появится структура, которая позволит по-настоящему эффективно управлять его развитием.
Это - нынешнее положение дел. Но возникает вопрос: может ли мемогеномом приобрести реальные субъектные свойства в процессе дальнейшего развития? Ведь не стал же Homo sapiens в одночасье разумным субъектом. Без сомнения - приобретение нашим прапредком отдельных субъектных качеств и преобразование их в полноценную субъектность произошло в результате длительного процесса перехода количественных изменений в качественные.
Можно предположить, что нынешнее ускоренное развитие глобального информационного пространства есть начало процесса формирования некоего гиперсубъекта, составная часть которого - мемогеном, или, что сам мемогеном, приняв форму динамической структуры в бесконечно усложняющихся информационных сетях, постепенно будет приобретать реальные субъектные свойства. Но самое интересное (и, как представляется, наиболее реальное) предположение касается результатов зарождающегося на наших глазах качественно нового витка совместной эволюции генов и мемов. Развитие генной инженерии - это путь к прямому влиянию мемогенома на будущее рода Homo sapiens. Результатом должно стать появление Человека мудрого, в котором в полной мере должна проявиться субъектность мемогенома, слившаяся в процессе совместной эволюции генов и мемов с субъектностью индивида. Иными словами - устами нового Человека сможет непосредственно говорить сам Мемогеном. Возможно именно так могут быть окончательно преодолены противоречия между биологической и социальной сущностями рода Homo. Противоречия, превратившие человеческую историю в одну большую трагедию, в которой наиболее преуспевших в массовом уничтожении себе подобных жаловали титулом "великий".
Признание условной субъектности мемогенома позволяет смягчить противоречия между позициями последовательного материализма и объективного идеализма (в гегелевском варианте), особенно в случае, если мемогеном действительно потенциально способен к приобретению реальных субъектных свойств. ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68

 

[В начало]
[Основное содержание]   [Содержание раздела

Hosted by uCoz