Хохлачев Юрий Сергеевич. Сумма термодинамики или Отличный взгляд на мир (от других)


Такой вывод не исключает, разумеется, наличия различных субординационных связей между рассматриваемыми явлениями, однако анализ этих связей должен осуществляться вне извечной полемики между материализмом и идеализмом.
ЭВОЛЮЦИЯ МЕМОГЕНОМА. БЛОК-СХЕМА.
Гипотеза П.Сорокина о периодичности смены типов общественного устройства не получила признания и развития по причине, как представляется, неудачного выбора признаков, характеризующих общественное устройство. Сорокин связал эту периодичность со сменой господствующего мировоззрения ("духовное" и "чувственное"). По его мнению, в европейской цивилизации "духовное" мировоззрение господствовало в Древней Греции с VIII - по конец VI в. до н.э. Последовательно пройдя через свои внутренние стадии, эта суперсистема сменилась "идеалистической", господствовавшей в V и до середины IV в. до н.э. ("Золотой век Афин"). Со второй половины IV в. до н.э. и до V в. н.э. господствовало "чувственное" мировоззрение (классическим воплощением которой Сорокин считает историю Древнего Рима). На этом кончился один виток истории: Европа вернулась к "духовности" (средневековое господство церкви). С XIII по XV в. существовала "идеалистическая" суперсистема (эпоха Ренессанса), а начиная с XV в. доминирует "чувственная" суперсистема, которая прошла все стадии своего развития и со второго десятилетия XX в. вступила в полосу упадка. В настоящий момент человечество стоит на пороге новой великой трансформации, которую Сорокин видит в переходе от "подчинения и контроля природы к контролю человека над самим собой".
Обосновать связь предложенных признаков с реальными общественными структурами оказалось делом весьма затруднительным, поэтому вся концепция оказалась легкой мишенью для критики. Авторы упомянутого учебника, к примеру, приводят следующие контраргументы.
"Мнение Сорокина, что человеческая история знала продолжительные многовековые этапы, когда духовные потребности людей всецело подчиняли себе потребности практической адаптации, не выдерживает критики.
Во всяком случае, во времена средневековья, на которые ссылается Сорокин, нормы, проповедовавшиеся Церковью, постоянно ею же самой и нарушались, Церковь вела борьбу за политическое господство и за увеличение своей собственности. Конечно, можно считать, что такая борьба была всецело подчинена высшим духовным задачам, являлась необходимым средством их достижения. Однако многие и многие исторические факты заставляют нас предположить, что благодаря "греховной" (сиречь, практической) природе человека цели и средства нередко менялись местами - иногда незаметно для исторических персонажей, "обманывавших" себя по всем законам фрейдизма, а иногда вполне осознанно, с откровенностью, доходившей до цинизма".
Ситуация принципиально меняется, если в качестве факторов, определяющих указанные периодические процессы, принять не идеализированные признаки "духовности" и "чувственности", а реально существующие биологические регуляторы, которые, становясь доминирующими, и определяют тип общественных структур. Доминирование биологических регуляторов не бывает абсолютным ни на уровне индивида, ни на уровне сообщества. Поэтому приведённый контраргумент вполне можно использовать как иллюстрирующий противоречия в проявлениях биологических и социальных регуляторов, но никак не опровергающий сам факт периодической смены типа общественного устройства.
Можно согласиться с предложенными Сорокиным периодами существования "социокультурных суперсистем" (с некоторыми дополнениями), но промежутки между ними более логично было бы назвать не "краткосрочными идеалистическими типами культур", а переходными периодами. Инерционность и территориальная неравномерность течения общественных процессов позволяет лишь весьма приблизительно определить периоды существования суперсистем, однако точность в данном случае - параметр явно несущественный.
В разделе, касающемся психологии, подробно рассматривались проявления БИОС-зависимости индивида и последствия распространения этой зависимости на всё сообщество. Отрицательные последствия избыточного влияния ДОС-регулятора также проявляются на социальном уровне, причём с ещё более катастрофическими последствиями.
Рассмотрим схему социального развития Цивилизации и влияние на это развитие избыточных проявлений факторов внутреннего генома, которые, при всей их необходимости и полезности существенно осложняли (и продолжают) работу регуляторов более высокого - социального уровня. Блок-схему основных стадий социального развития можно представить следующим образом. (Чтобы не раствориться в бесконечности ограничимся, в основном, рассмотрением развития европейской цивилизации). ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68

 

[В начало]
[Основное содержание]   [Содержание раздела

Hosted by uCoz