Хохлачев Юрий Сергеевич. Сумма термодинамики или Отличный взгляд на мир (от других)


Рассмотрение произведений искусства в качестве одной из разновидностей мемов позволяет предложить объективные критерии оценки художественного уровня конкретного произведения исходя из его репликаторных свойств:
1. Количество репликаций. Чем успешнее реплицируется произведение искусства (в результате просмотров, прослушиваний, прочтений и т.п.), тем выше оценка данного произведения.
2. Период активной репликации. Это период, в течение которого количество репликаций данного произведения поддерживается на определённом значимом уровне. Чем больше этот период, тем выше оценка данного произведения.
На данном этапе отсеиваются разного рода популярные однодневки и в полной мере проявляется влияние уровня мастерства создателей произведения. По завершении этого периода произведение переходит из сферы общественного сознания в пассивную составляющую мемофонда - соответствующее хранилище.
3. Если с течением времени указанные параметры произведения продолжают увеличиваться, произведение входит в национальный, а затем - в мировой "золотой фонд". Становится каноном.
4. Произведения с особо большим периодом активной репликации становятся символами (инсигниями) целых направлений в искусстве. Высшая форма признания.
Разумеется, изложенное - достаточно грубое упрощение. Процесс происходит в сверхсложной системе - социуме и неотделим от него, поэтому количество других влияющих параметров достаточно велико.
Меметический подход позволяет предложить также шкалу оценки произведений искусства в зависимости от количества репликаций и периода активной репликации, выстраивая эту шкалу в обе стороны от нулевого значения. В такой системе оценок произведения, вызывающие, например, эмоции отвращения - это тоже искусство, но с отрицательным значением эстетической составляющей. В область "отрицательного" искусства попадут также произведения, эстетизирующие насилие, патологию, порнографию и т.п.
Приведённые критерии, хотя и дают оценку произведениям искусства лишь "задним числом", однако позволяют закрыть бесплодные дискуссии о лжеискусстве. Поводом для таких дискуссий чаще всего становится произвольное выделение сторонами совокупности объектов в какой-либо области искусства и провозглашение этой совокупности "истинным искусством".
С.Лем в своей работе "Философия случая", посвящённой теории литературы, высказал весьма резонное соображение по этому поводу: "Ибо и самая откровенная халтура, если она получила распространение в обществе, относится к литературе. Ведь границы массива "литературных произведений" зависят не от произвольного решения исследователя, а от условий предложения и спроса на них, в том числе и на некачественные литературные произведения. Несомненно, все зоологи посмотрели бы, как на сумасшедшего, на своего коллегу, который призывал бы исследовать исключительно львов, антилоп и акул, а клопов, тараканов и прочую "гадость" исключал бы из животного царства". ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68

 

[В начало]
[Основное содержание]   [Содержание раздела

Hosted by uCoz