Хохлачев Юрий Сергеевич. Сумма термодинамики или Отличный взгляд на мир (от других)


Прямо противоположные характеристики свойственны обществам второго типа, основанным на материалистическом восприятии мира, акцентирующим чувственные стороны человеческого бытия, доминируют здесь не духовные, а "телесные" потребности в богатстве и комфорте, адаптивное воздействие направлено на природу, что ведет к гипертрофии материального производства и т.д.
Историческое развитие человечества Сорокин рассматривает как постоянную циклическую смену этих двух социокультурных суперсистем, в промежутках между которыми устанавливается краткосрочный идеалистический тип культуры, пытающийся соединить ценности той и другой.
Причины постоянной исторической смены суперсистем Сорокин также ищет в духовной жизни людей, в неспособности человеческого сознания найти истинный баланс ценностей существования, который бы обеспечил гармоничное развитие общества. И "духовность", и "чувственность" доводят до крайности важные аспекты жизни людей, открывая дорогу противоположной крайности, тем самым история уподобляется оркестру, который обречен исполнять одни и те же мелодии в различной аранжировке.
Руководствуясь подобными представлениями, Сорокин отвергает Марксов принцип примата практического над духовным. Эта идея, считает он, могла зародиться лишь в чувственной культуре. Опровергая Маркса, Сорокин начинает с обвинений своего оппонента... в отступлении от принципов диалектики. Он замечает, что согласно философии марксизма - диалектическому материализму - развитие сложных системных объектов есть процесс саморазвития, вызванный действием внутренних противоречий. Однако социальная философия марксизма грубо нарушает этот принцип "имманентности" развития, рассматривая движение сложнейших форм человеческой духовности как следствие внешних по отношению к ним изменений социальной практики.
Остаётся добавить, что авторы учебника разделяют, в основном, точку зрения Маркса, отмечая при этом в качестве недостатка его "излишне жесткие формулировки о первенстве практического над духовным".
То, что этот вопрос далёк от чисто теоретического, показало историческое развитие. Исходя из тезиса о примате материального над идеальным, Маркс конкретизировал его применительно к обществу как первичность в конечном счете общественного бытия над общественным сознанием. Соответственно, проблема изменения жизни людей - прежде всего проблема изменения общественного бытия, в котором центральное место принадлежит экономике. Это привело к революционным выводам о необходимости насильственной смены экономической формации в результате классовой борьбы, победителем которой должен стать пролетариат, и о построении социалистического, а затем коммунистического общества.
Анализ полемики между столь значимыми фигурами социальной философии с точки зрения информационно-эволюционного подхода позволяет сделать вывод о том, что в части влияния на общественную жизнь практического и духовного правы оба мыслителя. Неправомерна лишь сама постановка вопроса о первичности материального или духовного.
Следует признать правоту Маркса в том, что сознание людей не определяет их бытие, если при этом иметь в виду индивидуальное сознание или результирующее влияние сознательных действий индивидов в сообществе. Как заметил С.Л. Франк, "единство и общность общественной жизни возникают совсем не в результате умышленного соглашения, а суть никем не предвидимый и сознательно не осуществляемый итог стихийного скрещения воль и стремлений отдельных людей". В то же время это нисколько не противоречит позиции Сорокина о роли духовного в общественном развитии, если под духовным понимать то, что в нашем рассмотрении обозначено термином "мемогеном".
Рассмотрение эволюции внешнего генома в качестве такого же естественного информационного процесса, как и эволюция обычного генома, позволяет представить совместное развитие и взаимозависимость в этом процессе социомемов и техномемов, а также их материальных воплощений, - как взаимодействие частей целого, имеющих к тому же глубокие обратные связи. Практическое и духовное становится разными проявлениями единого материально-информационного процесса, что разрушает сам предмет дискуссии.
И общественное бытие, и общественное сознание при таком подходе определяется эволюцией внешнего генома и его материальных воплощений. Становится неправомерным рассмотрение движения сложнейших форм человеческой духовности и изменений социальной практики в качестве внешних по отношению друг к другу. ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68

 

[В начало]
[Основное содержание]   [Содержание раздела

Hosted by uCoz